П.А. Сенють
(Красноярский государственный педуниверситет)
Изучение жилища русских старожилов
Сибири как компонента материальной культуры субэтноса в школьном краеведении
Современная
социокультурная ситуация создает условия для формирования принципиально нового
типа личности, обладающей способностью к критическому осмыслению
действительности, креативным и лично-ценностным сознанием, мотивацией на
самопознание и саморазвитие.
Перед
школой стоит задача – подготовить ученика к вхождению в пространство
самореализации. Одним из средств решения этой задачи мы считаем организацию
исследовательской деятельности как механизма отбора необходимых знаний в общем
потоке информации и получения новых знаний на уже имеющемся материале. Составляющей
частью системы развития мотивации исследовательской деятельности учащихся
является национально-региональный компонент (НРК) образования.
Соответственно,
в историческом образовании основу НРК составляет краеведческая деятельность
учащихся и педагогов. Историческое краеведение включает в себя системный курс
теоретической (знаниевой) части краеведения и практическую (деятельностную)
часть краеведения в сфере начального общего, основного общего и среднего
образования (Проект НРК государственного
образовательного стандарта общего образования Красноярского края; 60-61).
Сущность
школьного краеведения заключается во всестороннем изучении учащимися под
руководством учителя в учебно-воспитательных целях определённой территории
своего края (Никонова М.А., Данилов П.А.)
В использовании
местного краеведческого материала для расширения кругозора учащихся,
эмоционального воздействия на духовную сферу развивающейся личности,
формирования интереса к учению и состоит регионально-краеведческий подход к
преподаванию в школе.
Успех
в преподавании любого школьного предмета и в достижении целей любой образовательной
деятельности во многом зависит от выбора комплекса источников. В краеведении источниковая
база достаточно широка. Однако не все они максимально работают на достижение
поставленной цели.
Среди
бесконечного разнообразия источников изучения материальной культуры необходимо
определить наиболее подходящие для решения различных исследовательских и
педагогических задач. Это обусловлено тем, что качество школьной
НИР во многом зависит от имеющихся источников. (Шамшин ;195
]
Объектом
исследования является духовная и материальная культура различных конвиксионных групп
русского населения Сибири – конвиксий, которые являются составными частями
более крупного образования – субэтноса русских старожилов. «Субэтнос – это
таксономическая единица, находящаяся внутри этноса как зримого целого и не
нарушающая его единства, обладающая специфической культурой и выраженным
самосознанием.»(Андюсев; 26) Наиболее ярко культурная
самобытность субэтноса видна в обычаях, традициях, диалектах и других
проявлениях локального бытия и сознания.
Исторический
процесс развития общества невозможен без преемственности культурного наследия. Общефилософское
понятие «культура» мы трактуем как целенаправленную деятельность отдельного
человека и человеческих сообществ в
определенных исторических и природно-климатических условиях. Эти условия
определяют передачу из поколения в
поколение особенностей жизни субэтноса.
Быстрая
динамика жизни начала XXI века буквально на глазах меняет духовную культуру. Система
народных знаний, традиций, обычаев, передаваемых из поколения в поколение, видоизменяется под влиянием
многих внешних и внутренних факторов.
Люди
больше перемещаются по Сибири и стране как в течении короткого времени (деловые, туристические поездки), так и
на довольно длительный период (на работу, учебу).
В наше
время многие люди не просто бывают кратковременно за рубежом, но и проживают
месяцы и годы в совершенно другой морально-психологической, эмоциональной и
материальной обстановке.
Эти
явления обозначим как некую совокупность внешнего влияния на культуру
отдельного человека, социальной группы и субэтноса. Перенимая элементы чужого
образа жизни, человек меняется внутри, в своем сознании, т.е. меняет свой
менталитет. Духовная культура как информация, передаваемая из поколения в
поколение, во многом отвергается последующим поколением и становится все более
надсубэтнической и даже надэтнической.
Материальная
сторона жизни: пища, одежда, предметы быта, жилище, хозяйственные постройки и
т.д., больше зависит от физико-географических и природно-климатических условий
и, следовательно, меньше подвержена изменениям.
Материальная
культура, в данном случае понимаемая как совокупность материальных объектов
(предметов, вещей, строений), находящихся на определенной территории в
определенный исторический период и имеющая комплекс специфических отличий,
более статична, чем культура духовная.
Это
дает основание предположить, что материальная культура сибирского субэтноса
является оптимальной базой формирования исследовательских умений и навыков как учащихся, так и педагогов.
Из
всего многообразия материального мира в исследовательской работе мы остановились
на крестьянском жилище как объекте, оптимальном для изучения и развития краеведческой
работы.
Жилище
– специальная постройка или сооружение для обитания и защиты от стихийных
явлений. (Итс ; 76) Архитектурные формы и специфика
украшений жилища всегда зависели от наличия стройматериалов, степени развития
промыслов, художественных традиций. (Матюшин ;78) До
сих пор значительная часть сибиряков проживают в домах, построенных во второй
половине XIX – первой половине ХХ века. Безусловно, можно встретить и более
ранние постройки, но их значительно меньше.
Исторические
корни сибирского старожильческого жилья находятся в традициях населения
русского Севера. Вдоль северных берегов континента на восток до устья сибирских рек и далее вверх
по рекам продвигались первопроходцы. Они были как
правило, выходцами из поморья – побережья Белого моря, Онежского озера, рек
Онега, Северная Двина и др. [ЕЭС; 9] Вполне естественно, что продвигаясь в
Сибирь, они несли с собой привычную им культуру, в том числе – методы
строительства жилища. «Исходным типом жилища в XVI в. было традиционное
деревянное однокамерное строение, представлявшее собой четырёхугольный сруб под
крышей – клеть» [Андюсев; 127] В последующие столетия техника строительства
усложнялась и совершенствовалась, что неизбежно привело к распространению более
сложных образцов жилища. Эволюция технологии и культуры строительства во многом
мотивировалась системными природно-климатическими и социально-экономическими
адаптивными факторами.
Крушлинский
В.И. определяет следующие основные принципы формирования сибирского жилья,
обозначившиеся в процессе усложнения его строительства:
ü
Выбор
относительно благоприятных территорий для застройки на высоких берегах рек,
защищённых от ветра тайгой, горами, размещённых на надпойменных террасах южной
экспозиции;
ü
Мелкая
сетка улиц и проулков при большой компактности и плотности застройки;
ü
На
периферийных территориях наличие больших участков для огородничества, их
уменьшение к центру;
ü
Комплексный
характер застройки: конюшни, сараи, бани, амбары и жилые дома, а также дворы,
которые заменяют т1плые переходы, увеличивают тепловую инерцию всего комплекса;
ü
Пристройка
к жилому дому амбаров, кладовок, обкладка старых домов жилых домов поленницами
под крышу, пристройка веранд;
ü
Небольшой
размер окон со ставнями, возможность закрывать их на ночь, когда температура
опускается до -20…-25˚ С;
ü
Материалы
стен – крупные брёвна диаметром до 30 см., часто с обшивкой изнутри и снаружи
штукатуркой;
ü
Большой
объём чердачных помещений, использующихся под сеновал; при этом для теплозащиты
применялся даже снег на крыше. [Крушлинский; 143]
Сибирские жилища, построенные по всем правилам традиционной
региональной архитектуры, правомерно считать памятниками архитектуры,
памятниками материальной культуры старожильческого субэтноса. Такие памятники есть практически в
каждом старинном селе Сибири и задача краеведов – сохранить их. Сохранить для
будущих поколений в описаниях, чертежах, рисунках, фотографиях, компьютерных
программах.
Исходя из этого, сделаем вывод, что
жилища и хозяйственные постройки именно этого периода (середина XIX - середина
ХХ вв.), являются оптимальными объектами изучения материальной культуры
старожильческого населения Сибири и
формирования в конечном итоге исследовательской
компетентности школьников в процессе краеведческой работы.
Необходимым
условием успеха краеведческой работы является подготовка педагога к организации
учебно-исследовательской деятельности школьников. К сожалению, многие
педагоги-организаторы краеведческой работы не владеют основами исследований
объектов, в нашем случае – жилища русских старожилов Сибири. У энтузиастов,
каковых большинство среди краеведов, много энергии, они выполняют большие
объёмы работы, но зачастую результаты этой активности не могут считаться в
полной мере научными. Это объясняется отсутствием системно организованной
учебно-исследовательской краеведческой работы на основе строгих методик и
программ изучения того или иного объекта.
Опытным
путём в течение десятилетия доказано, что наличие в методической копилке
учителя-краеведа чётких программ изучения какого-либо объекта многократно
повышает качество конечного «продукта» - собранной совместно с учениками
краеведческой информации.
Стремясь
пополнить научно-методический багаж руководителя краеведческой работы в школе,
мы использовали различные варианты программ изучения жилища. Эти программы
разные по уровню сложности и предназначены для использования их краеведами с
разным уровнем подготовки к исследовательской работе.
Авторы
некоторых программ нам неизвестны. Подобные программы,
к сожалению без указаний авторства, использовались в полевых
исследованиях Лаборатории исторического краеведения Барнаульского
государственного педагогического университета (ЛИК БГПУ) в 1993 году в период моего
обучения на историческом факультете. Впоследствии они были приняты и нами за
основу в работе по изучению крестьянского жилища и разработке собственных
программ.
Очень
простую, а значит – доступную методику описания памятника архитектуры приводит
Матюшин Г.Н. Несмотря на некоторую
советско-политическую составляющую (пункт «в»), считаем данную методику вполне
приемлемой в работе и в наше время [Матюшин Г.Н., 114]. Достаточно эффективной
нами признана программа обследования крестьянского дома Г.И. Громова. Особенностью ее является системный характер, при котором описание
всех жилищ населенного пункта используется единый «Поселенный бланк для
обследования крестьянского жилища» [Громов Г.И. Методика этнографических экспедиций. – М.,1966. - Приложение].
Практика показывает, что наиболее успешно,
результативно и качественно школьная краеведческая работа осуществляется тогда,
когда педагоги и школьники вооружены программами действий, в контексте наших
выводов - программами изучения жилища русских старожилов Сибири как важного
компонента материальной культуры субэтноса.
Примечания
1. Андюсев Б.Е. Сибирское краеведение. Хозяйство, быт, традиции, культура старожилов Енисейской губернии XIX- начала XX века.: Учебное пособие для учащихся и студентов. Изд. 2-е, испр. и дополн. – Красноярск: РИО КГПУ, 2003. – 336 с.
2. Енисейский энциклопедический словарь / Гл. ред. Н.И. Дроздов. – Красноярск: КОО Ассоциация «Русская Энциклопедия», 1998. – 736
3. Итс Р.Ф. Введение в этнографию : Учебное пособие. Л., Издательство Ленинградского университета, 1991. – 168 с.
4. Матюшин Г.Н. Историческое краеведение: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. №2108 «История». – М., Просвещение, 1987. – 207 с.
5. Никонова М.А., Данилов П.А. Землеведение и краеведение: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 240 с.
6. Проект НРК государственного образовательного стандарта общего образования Красноярского края. Сборник проектов. - Красноярск. КИПКРО, 2003. – 133 с.
7. Шамшин А.Б. К вопросу об организации учебной и исследовательской работы школьников в рамках регионального компонента образования. / Региональный компонент школьного курса истории: поиск и решения. – Барнаул. Издательство БГПУ, 2001. – 201 с.
Автор:
Сенють Павел Альбинович, учитель истории и краеведения
Холмогорской СОШ
Шарыповского района, соискатель кафедры педагогики КГПУ.
E – mail: pra@ring.krasnet.ru