И.
С. Лысенко
Красноярский культурно-исторический музейный комплекс
Межнациональный
культурный центр Красноярского края
Социо – культурная
адаптация таджикской диаспоры в
современном многонациональном сообществе
Красноярского
края
Распад СССР, и последовавшие за этим политико – экономические изменения в бывших республиках Советского Союза, превратили Россию в активного участника международного миграционного обмена.
В результате территория Красноярского края с начала 1990 – х годов регулярно принимает мигрантов из государств Средней Азии (Таджикистан, Узбекистан, Киргизия, Казахстан) и стран Юго – Восточной Азии (Китай, Корея). Таджикская диаспора является одной из многочисленных среди диаспор, сформированных мигрантами из этих республик.
В статье предпринята попытка проанализировать деятельность таджикского национально – культурного общества «Пайванд» с тем, чтобы выявить факторы, влияющие на процесс социо – культурной адаптации таджиков в современном многонациональном сообществе Красноярского края.
Современная таджикская диаспора Красноярского края сформировалась преимущественно в 1990-е годы 20 века. Однако по данным переписи 1989 года к этому времени в крае уже проживал 1,221 таджик (1; с.4).
В 1990- е годы ситуация резко меняется. По данным паспортно-визового отдела Управления внутренних дел города Красноярска, с 01.07.92 года по 31.12.02 года зарегистрировано 20 тысяч вынужденных мигрантов, в числе которых 12,5% граждан Таджикистана (2; с.46).
Гражданская война, охватившая Таджикистан в 1991-1996 годах стала главной причиной, по которой жители республики вынуждены были искать новое безопасное место жительства. Вместе с таджиками республику оставили и многие русские семьи, прожившие там не один десяток лет. Окончание войны снизило поток мигрантов, но не остановило его. Теперь в качестве основной причины миграции выступает не военный конфликт, а его последствие: экономический кризис (падение производства, высокий уровень безработицы, низкая заработная плата).
В настоящее время главная цель приезда мигрантов в край – поиск работы. За 2002 год было временно зарегистрировано почти 37 тысяч иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе граждан Таджикистана 25%. (3;с.47). Наиболее доступными сферами занятости в крае для таджиков являются строительство, торговля и земледелие.
Опыт показывает, что, попадая в совершенно иную культурную среду, тем более, если это происходит под давлением внешних обстоятельств, человек испытывает психологический стресс, проявляющийся в социальных отношениях (4;с.96). Поэтому вдали от родины люди всегда стараются поддерживать общение с теми, кто лучше их поймёт и поможет в трудной ситуации – со своими земляками.
Серьёзный подход диаспоры к вопросам миграции, взаимоотношения народов и культур привёл к необходимости создания в 1999 году Красноярского таджикского национально-культурного общества «Пайванд».
Сохранение и развитие национально - культурных традиций, укрепление дружественных связей с общественными организациями других национальностей - цель общества «Пайванд», зафиксированная в Уставе (5;с.4 ).
Создание такой организации представляет собой один из механизмов социо – культурной адаптации граждан Таджикистана в новых обстоятельствах. Выстраивать гармоничные взаимоотношения с местным населением, отличающимся менталитетом и мировоззрением помогает сохранение своей культуры как стержня духовного развития Человека, стержня, который не позволяет разочароваться в жизни, сломаться, ожесточиться.
У руководства таджикского общества сложились деловые, конструктивные отношения с органами государственной власти: с администрациями Красноярского края и города Красноярска. В лице председателя общество входит в Совет мусульман, который с 2002 года функционирует при Комитете администрации края по делам национальностей, религий и общественных объединений (в Совете представлены все национально-культурные общества, объединяющие этнических мусульман). По своей сути Совет мусульман представляет собой переговорную площадку между национальными диаспорами и органами власти в вопросах религии с целью подержания в Красноярском крае этнической религиозной стабильности, предупреждения возможных на этой почве конфликтных ситуаций ( 6;с.27).
Со дня своего образования «Пайванд» входит в Совет председателей, действующий при Межнациональном культурном центре Красноярского края. В отличие от Совета мусульман, Совет председателей объединяет все национально-культурные общества, входящие в состав Межнационального центра. На сегодняшний день их 27.
Деятельность таджикского общества развивается в нескольких направлениях: правовое, социально-экономическое, включающее благотворительность, и культурное.
В значительной степени на социо – культурную адаптацию влияет правовая сторона пребывания мигрантов из Таджикистана в Красноярском крае, заключающаяся в незаконной трудовой миграции с последующим нарушением правил проживания и устройства на работу.
В решении этих и других вопросов руководство общества при участии Совета мусульман находится в постоянном контакте с правоохранительными органами города и края (Паспортно – визовый отдел Управления внутренних дел города Красноярска, Управление по делам миграции ГУВД Красноярского края). К другим вопросам относится участие в решении проблемы недопущения экстремистских настроений на территорию края, воспитательная работа среди осужденных таджиков (7 ). В перечне методов используемых для решения проблем, в которые попадают таджики – мигранты, интересным представляется проведение обществом «Пайванд» культурно - спортивной акции «Мы за здоровый образ жизни. Мы против наркотиков» в рамках «Навруза». Участие школьной и студенческой молодёжи в таком необычном для Красноярска событии говорит, о взаимопонимании и готовности горожан объединить усилия в преодолении трудностей.
Первые месяцы пребывания мигрантов сопряжены с поиском жилья и работы. Для них – это проблема номер один. Следовательно, экономическое положение можно отнести к важнейшему фактору социо – культурной адаптации мигрантов из Таджикистана в Красноярске. В этой связи многим семьям по решению Совета общества предоставляется поддержка в виде единовременной денежной суммы, оказывается помощь в поиске жилья, работы. Таджикское общество сотрудничает с Департаментом службы занятости населения Красноярского края.
Психологи утверждают, что чужую боль человек чувствует острее, чем свою собственную, особенно если она исходит от детей. Обществом проводятся благотворительные акции. Хорошие отношения сложились с Детским домом № 59 города Красноярска. Ребята принимали участие в спортивных эстафетах на празднике Сайри – лола. Между руководством Детского дома и обществом «Пайванд» достигнута договорённость о регулярном проведении совместных спортивных акций. Например, обеими сторонами принята идея организовать серию детских дружеских матчей по волейболу и футболу.
Таджикское общество в своей работе стремиться выйти за рамки проблем своей диаспоры. За трудностями нельзя забывать свою культуру, а вместе с тем, и проявлять интерес к духовным традициям других народов. Работа общества во многом направлена на укрепление толерантных межнациональных отношений в Красноярском крае.
По сложившейся традиции Межнационального культурного центра красноярские таджики, участвуя в культурных мероприятиях городского и краевого масштаба, формируют условия для адаптации таджиков – мигрантов в культурное пространство многонационального сообщества Красноярского края.
Каждый год на краевом Фестивале национальных культур «Сроднила нас Сибирь», а так же на праздновании Дня города бывает представлено таджикское подворье с традиционной кухней, танцами, музыкой (при обществе действует ансамбль «Пайванд») (8). Активисты общества в национальных костюмах знакомят жителей города с самобытными обычаями, знатоки восточной поэзии читают Рудаки.
Местные таджики, так же как и представители других диаспор, не замыкаются на соблюдении исконно- национальных традиций. Они открыты для всех, кому интересна культура Востока. Они готовы к общению и культурному диалогу со всеми народностями, проживающими в Красноярском крае. Вот почему общество «Пайванд» можно увидеть на праздниках других национально – культурных объединений. В свою очередь гости их других диаспор, а так же коллеги по общественной работе в национально – культурных обществах посещают культурные мероприятия таджикского общества.
К наиболее значимым и массовым таджикским праздникам относится уже упомянутый «Навруз», «Сайри – лола», «Иди - Курбон» («Курбан - Байрам»). Каждое мероприятие посещают от 500 до 2000 человек. Обязательно приезжают гости из других регионов Сибири и России.
Традиционным для города стало проведение «Сайри - лола». Жители Красноярска знакомятся с национальными традициями, но больше всего их привлекает спортивная составляющая праздника – «Гуштингири». Этот национальный вид спорта – очень похожий на самбо – по составу участников превратился в интернациональный. В соревнованиях участвуют спортсмены независимо от национальности из разных регионов России, приезжают даже из Таджикистана. Год от года растёт интерес к «Гуштингири» и со стороны спортивных юношеских школ города Красноярска. Из – за того, что спорт по традиции является главным элемент праздника, в подготовке и организации «Сайри - лола» таджикское общество сотрудничает с Комитетом по спорту администрации города Красноярска.
Чтобы лучше понять особенности духовной жизни диаспоры стоит обратиться к празднованию «Курбан - Байрам». Мусульмане в эти дни наносят визиты к друзьям, прощают друг другу обиды, раздают подарки, готовят благотворительные обеды.
Пять лет назад на ежегодную праздничную молитву «Курбан – Байрам» собиралось не более 20 человек. Сейчас же спортивный комплекс на 2000 человек едва вмещает всех желающих. Самый почётный человек на молитве – тот, кто знает Коран наизусть. Как отмечают таджики, его изучение – невероятно трудное занятие, отнимающее много времени, сил и требующее железной воли. Такие люди пользуются уважением и доверием в диаспоре. За время существования «Пайванда» знающих священное писание становится с каждым годом всё больше. В настоящее время таких людей в крае больше 20 (9 ).
Общество стремится совершенствовать опыт своей социо –
культурной деятельности путём установления культурных связей с подобными
организациями из других регионов России. В 2003 году взаимоотношения оформились
в создание межрегиональной ассоциации национально – культурных объединений
«Ассоциация таджиков Сибири», куда
вошли таджикские организации из Иркутской и Новосибирской областей, а так же из Республики Хакасия.
Первым результатом работы Ассоциации стали Дни
таджикской культуры в Красноярском крае, проходившие с 17 по 22 июня 2004 года.
О значимости Дней таджикской культуры и подобных ему
проектов в развитии толерантных межнациональных отношений в Красноярском крае
свидетельствует состав соорганизаторов
проекта. С российской стороны - это Управление культуры администрации
Красноярского края, Комитет администрации края по делам национальностей,
религий и общественных объединений, Красноярский музейный центр,
Межнациональный культурный центр Красноярского края. Республику Таджикистан в
проекте представляла делегация во главе с советником президента, председателем
президиума Общества дружбы и культурных связей Республики с зарубежными
странами. Город посетил и пресс –
секретарь посольства республики Таджикистан в Российской Федерации и на Украине
(10).
Открылись Дни таджикской культуры праздником Сайри -
лола, который в пятый раз праздновался на острове Татышева. В Красноярском
музейном центре была представлена
фотовыставка «Знакомьтесь – Таджикистан!». Автор работ - заслуженный деятель
культуры Республики Таджикистан Заур Дахте. Здесь же в кинолекционном зале
прошёл вечер таджикского кино.
К главным итогом Дней таджикской культуры в
Красноярске можно отнести договорённость о продолжении сотрудничества в сфере
культуры между Красноярским краем и Таджикистаном, и в частности, между Музеем
истории Республики Таджикистан и Красноярским музейным центром (11).
Состав
организаторов Дней культуры прекрасно
иллюстрирует необходимость участия разных государств, регионов, структур
власти, учреждений культуры, музеев,
национально-культурных обществ в одном проекте, объединение усилий которых в
достижении единой для всех цели – развитие толерантных межнациональных
отношений - служит гарантией
успеха.
Дни культуры
закончились, но работа по их итогам продолжается. В связи с тем, что фотовыставка и коллекция фильмов подарены
таджикскому обществу, в совместных планах Межнационального центра и «Пайванда»
сделать этот проект передвижным.
Иногда на таджикских праздниках можно встретить русские семьи, уехавшие из Таджикистана в 1990-е годы. Несмотря на войну, которую пережила республика, экономический кризис и миграционные проблемы, русские, так же, как и таджики, когда – то жившие по соседству в одной стране, испытывают ностальгию по прошлому.
Подводя итоги, можно сделать следующие выводы. Первостепенную важность в социо – культурной адаптации таджикской диаспоры в местных условиях имеет экономический и правовой факторы. В решении возникающих на административной почве нарушений национально – культурное общество «Пайванд» выполняет роль координатора в отношениях между администрацией и таджикской диаспорой.
В значительной степени на социо – культурную адаптацию таджиков в Красноярске влияет соблюдение национальных культурных традиций с параллельным включением диаспоры в культурную жизнь края.
Активная деятельность иллюстрирует возрастающую роль общества «Пайванд» в жизни таджикской диаспоры города Красноярска. Косвенным доказательством этого вывода может служить устойчивый познавательный интерес к культурной жизни диаспоры со стороны местного населения и средств массовой информации. Подтверждает этот факт и посещения таджикских праздников местными жителями.
Знания, приобретаемые во время знакомства с культурой других народов, становятся той силой, которая формирует взаимное уважение народов друг к другу, влияет на разрушение предвзятого отношения между ними.
Своей деятельность общество способствует развитию толерантных взаимоотношений с местным многонациональным сообществом.
Примечания
1 Национальные отношения и миграционная ситуация в Красноярском крае (Информационный бюллетень № 1). Красноярск, 2001, с.4
2 Рафиков Р. Г. Вопросы межэтнических религиозных и миграционных отношений в Красноярском крае. Красноярск, Август 2003, с. 46
3 Рафиков Р. Г. Вопросы межэтнических религиозных и миграционных отношений в Красноярском крае. Красноярск, Август 2003, с. 47
4 Левин З. И. Менталитет диаспоры. Москва, 2001, с. 96
5 Устав местной общественной организации Красноярского таджикского национально – культурного центра «Пайванд», с. 4
6 Информационный бюллетень Совета мусульман Красноярского края № 2. Красноярск, 2003, с. 27
7 Информатор – главный специалист Комитета администрации Красноярского края по делам национальностей, религий и общественных объединений Рафиков Рашит Гиззатович
8 Информатор – директор Межнационального культурного центра Красноярского края Нина Михайловна Слесарева
9 Информатор – председатель таджикского национально – культурного центра «Пайванд» Хайдар Курбонович Алимов
10 Информатор – директор Межнационального культурного центра Красноярского края Нина Михайловна Слесарева
11 Информатор – директор Красноярского культурно – исторического музейного комплекса Михаил Павлович Шубский