Косых Е.Н.
(Томский государственный
архитектурно-строительный университет)
Вопросы образования и культуры на
съездах, конференциях и совещаниях социально-классовых, политических,
религиозных, национальных организаций, сотоявшихся в Восточной Сибири
в марте
1917 – мае 1918 гг.
This clause about
conferences and congresses, which passed in
Революции
Сегодня сложилась и
новая историографическая ситуация. Со второй половины 80-х гг. XX столетия в российской
историографии идет очень сложный, очень неоднозначный, но в целом поступательный
процесс отказа от старых догм, представлений и мифов.
Существенно начали
меняться и методологические позиции исследователей. Появились сторонники
социокультурного и психологического подходов к
исследованию Февральской и Октябрьской революций (В.П. Булдаков, Б.И. Колоницкий
и др.), Л.И. Семенникова, А.А. Радугин и др. обращаются к этим революциям с
компаративистско-цивилизационных позиций. Некоторые исследователи (например,
Г.А. Герасименко) ищут новые грани в марксистском подходе к событиям
Нельзя не согласиться с
покойным ныне академиком П.В. Волобуевым и В.П. Булдаковым в том, что в
настоящее время открылась реальная возможность кардинального переосмысления
истории русской революции в рамках проблемы "Человек и революция"1.
Человек, его настроения, переживания, чаяния, стремления, общая и
профессиональная культура должны наконец-то встать во главу угла исторических
изысканий исследователей.
С
этих позиций, на наш взгляд, нужно подходить и к комплексному источнику -
9-томной сериальной публикации "Съезды, конференции и совещания
социально-классовых, политических, национальных и религиозных организаций в
Сибири (март 1917 - ноябрь 1918 гг.", подготовленной в Проблемной
научно-исследовательской лаборатории истории, археологии и этнографии Сибири при
Томском университете при участии автора статьи.
В отличие от всех
предшествующих общероссийских и сибирских опубликованных источников этот -
максимально полный и всеохватывающий, он отражает содержание, направленность и
структуру общественно-политической и культурной жизни, уровень и размах
общественной, социальной активности, развитие массового политического и
общекультурного уровня крестьян, рабочих, солдат и других слоев сибирского
общества в переломное время.
Между тем историки
культуры Сибири, изучающие период революций и гражданской войны (Б.Б. Батуев,
С.А. Красильников, А.Л. Посадсков, В.Л. Соскин и др.), до сих пор не
проанализировали эту публикацию. Наша статья одна из первых шагов в этом
направлении.
В понятие Восточная
Сибирь мы включаем Енисейскую, Иркутскую губернии и Забайкальскую область. Крайними датами нашего исследования избраны исторические вехи в
истории России и Сибири; Февральская революция и белочешский переворот,
начавшийся в конце мая
По нашим подсчетам, за
этот период времени в регионе состоялось 444 съезда, конференции и совещаний
социально-классовых, политических, религиозных и национальных организаций. И
только на 86 из них обсуждались вопросы образования и культуры. Это l9,4% от общего числа.
Этот факт говорит о том, что на уездных, губернских, западно-сибирских и общесибирских форумах марта 1917 - мая
1918 гг. образование и культура не были главными среди обсуждаемых вопросов.
Традиционно главными были вопросы о власти, о войне и мире, о состоянии
экономики - сельского хозяйства, промышленности, торговли, жизненного уровня
населения и т.д.
У большинства лидеров
политических партий, общественно-политических движений России и Сибири, у
большинства населения не было понимания того, что культура, нравственная,
психологическая основа конкретных людей определяли и определяют жизнеспособность
любого человеческого общества - экономическую, политическую, государственную,
творческую. Впрочем, этого понимания у большинства россиян и сибиряков нет до
сих пор.
Делегаты 4 из 5
съездов, конференций и совещаний всех уровней, увлеченные решением сиюминутных
"глобальных проблем" революции, не понимали, что единственная, главная проблема
тех чрезвычайно насыщенных событиями месяцев и лет - это внутренний мир
конкретного человека, его культурные, нравственные установки, ориентиры,
устремления и запросы. Без нравственно-психологической, культурной основы
индивида не действуют законы государства и экономики, не выполняются указы и
распоряжения властей, невозможно победить преступность, коррупцию,
взяточничество чиновников, невозможно совершить множество других больших и малых
дел.
Не всегда это понимали
и делегаты тех форумов, на которых вопросы образования и культуры обсуждались.
Один из самых ярких примеров такого подхода - решение 237 делегатов Иркутского
губернского съезда кооперативов 14 июня
А между тем на
750-тысячное население Иркутской губернии к
Чаще всего вопросы
образования и культуры, как и следовало ожидать,
обсуждались на съездах учителей, учащихся и родителей учеников 34 раз, за ними
идут профсоюзные и профессиональные съезды, конференции, совещания рабочих и
служащих – 12, затем - крестьянские форумы - 9, национальные (бурятские,
хакасские, еврейские, литовские и др.) - 10, кооперативные - 6, партийные
(эсеров, социал-демократов, большевиков и др.) – 6, духовенства и мирян
–5 и замыкают список съезды, конференции и совещания Советов рабочих, солдатских
и крестьянских депутатов (3) и земства - 1.
По губерниям и областям
Сибири форумы населения, на которых обсуждались вопросы образования и культуры,
распределяются следующим образом: Иркутская - 33,
Забайкальская - 27, Енисейская – 26 съездов, конференций и совещаний. Эти
количественные данные тоже во многом традиционны: Иркутский регион в начале XX в. лидировали по этим
показателям, а Енисейская губерния - отставала. Несколько неожиданно почетное
место Забайкальской области, расположенной на юго-восточной окраине Сибири, но
тут активность учительских союзов, профсоюзных организаций, бурятского населения
по части развития образования и культуры сельских жителей во многом
беспрецедентна. Одних учительских съездов в Забайкалье в марте 1917 - мае 1918
гг. состоялось 12, и на всех эти вопросы обсуждались очень активно.
Но степень этой
активности, ее направленность и характер были различными. В первые месяцы
революции учительские съезды, съезды учащихся и родителей обсуждали проблемы
открытия новых народных, главным образом, сельских школ, набора учителей и
выплаты им зарплаты, которая в условиях растущей инфляции стремительно
сокращалась.
Этим занимались форумы
учителей Минусинского (10-14 мая
Первый съезд
ученических организаций Восточной Сибири (Иркутск, 3-9 сентября
Об этом, в частности,
подробно писали, готовя первый съезд ученических организаций Восточной
Сибири в Иркутске, гимназисты - редакторы журнала "Сибирский учащийся"
Беляевский, Коротаев, Краснов и др.: "Родина свободна! Свободен дух, воля,
совесть и народное право. За два месяца в психологии учащегося-гражданина
появилось много нового, исчезло инертное старое: на смену самодержавной морали
вырос и укрепился в душе каждого революционный нравственный кодекс, смысл его;
Да здравствует революция! Да здравствует свободная школа, выпускающая в жизнь
вполне сознательных п. одаренных общественно-политическим чутьём
граждан!".
Большинство съездов
учителей края весной и летом
Новые
программы деятельности "наставников молодежи" свидетельствуют об изменении
психологических, моральных и культурологических установок педагогической
интеллигенции Сибири перед Октябрем, об их народнических взглядах, основанных на
коренных особенностях российского характера, на потребности интеллигенции
постоянно чувствовать, что твои поступки, твоя деятельность полезны не тебе
одному, даже в последнюю очередь тебе, а в первую очередь другим, на
отзывчивости и коллективизме, на соборности и альтруизме. Достаточно сказать,
что многие, особенно сельские учителя, недоедали, получали мизерные зарплаты, но
мечтали о будущем, о новых масштабах и методах обучения детей и
взрослых.
Идея служения народу,
идея распространения грамотности и культуры в массах осталась главной и на
послеоктябрьских съездах, конференциях и совещаниях. Так, съезд учителей
Каменского уезда Алтайской губернии (5 марта
Делегаты других
съездов, конференций и совещаний учителей дали втянуть себя в бесконечные
политические дискуссии и, исходя из особенностей российского характера,
подмеченных в свое время Ф.М. Достоевским и Н.А. Бердяевым10,
выступили против советской власти и её решений. Так поступили на делегатском
съезде Забайкальского областного учительского союза (6-14 мая
Особо непримиримо вели
себя участники двух последних форумов. В их поведении и отношении к текущим
политическим событиям проступили все крайности российского менталитета:
нетерпимость и конфронтационность мышления, утопизм, проявляющийся в самых
разных формах - от сравнительно безобидной "маниловщины" до стремления насильственно приспособить
действительность к идеалу, противопоставление понятии "право" и
"справедливость".
Собственно вопросы
просвещения, нравственного воспитания подросткового и взрослого населения, а тем
более повышения его культурного уровня на этих съездах резко ушли на второй и
даже на третий план. На Ачинском уездном съезде учителей Енисейской губернии (24-30
мая
По-другому вели себя
делегаты большинства уездных, губернских и региональных крестьянских съездов и
совещаний. Сразу же после Февральской революции, в марте-мае
Представители от каждой
из 39 волостей Каннского уезда (107 человек) 11 июня
Другие крестьянские
съезды, в свою очередь, выдвинули целый перечень мероприятий в
культурно-просветительной области: начать издание местной народной
газеты, создать в деревнях уезда сеть библиотек и библиотек-читален,
проводить в сельской местности народные чтения и собеседования и т.д. для
объединения представителей культуры города и деревни с целью просвещения,
образования и нравственного воспитания населения. Как Канский и другие
крестьянские съезды, в лице его делегатов высказались за резкое расширение сети
школ Министерства народного просвещения в сельской местности, за улучшение
материального положения учителей и деятелей культуры, за отделение школы от
церкви. Чтобы подкрепить эти начинания материально, представители крестьян
постановили перейти к "самообложению", т.е. к добровольному сбору средств с жителей уезда.
Как показывают
опубликованные и неопубликованные источники, большая часть из намеченного делегатами так и не была осуществлена в силу все
ускорявшейся инфляции, увлеченности местной мелкобуржуазной, буржуазной и
пролетарской интеллигенции перипетиями текущей общественно-политической
борьбы13. Сыграли свою роль и региональные факторы: удаленность
многих сельских районов от крупных культурных центров - городов, слабость и
малочисленность слоя образованных людей, исключительно малая концентрация школ,
библиотек, театров, кинематографов, художественных выставок и других
культурно-просветительных организаций и учреждений14.
По этим же причинам
остались на бумаге и многие решения и начинания духовных, национальных и
профсоюзных съездов, конференций и совещаний15. Съезды духовенства,
клира и мирян (Енисейский 16-25 апреля
Профсоюзно-профессиональные
съезды, конференции и совещания, в частности конференция горнорабочих золотых и
медных рудников Мариинско-Ачинско-Минусинского района 25 февраля
Делегаты этих форумов
рассматривали вопросы образования и культуры, главным образом, с точки зрения их
применимости в текущей политической борьбе за массы рабочих и служащих. В
наиболее концентрированном виде эта мысль выражена в резолюции "О
культурно-просветительной деятельности профсоюзов и их печати", принятой на 1-й
общегородской конференции профессиональных союзов Красноярска 1-5 октября
1917г.
В
резолюции говорилось: ''1) Вся культурно-просветительная работа должна быть
направлена по пути развития, укрепления и оформления классового самосознания,
подчиняя все роды этой деятельности этому основному положению; 2) В том же духе
и те же цели должен преследовать и орган, который необходимо создать при
центральном руководящем органе профессиональных союзов и отражать взгляды
большинства организованного в союзы пролетариата".
Такая направленность
культурной работы в массах сохранилась в профсоюзно-профессиональных
организациях рабочих и служащих региона вплоть до падения Советской власти
в Сибири в конце мая
В целом же нужно
сказать, что вопросы образования и культуры на съездах, конференциях и
совещаниях социально-классовых, политических, религиозных и национальных
организаций в Сибири марта
Несмотря на глубокие
сдвиги в психологии и поведении россиян в период социальных
катаклизмов16, несмотря па быстрый рост
общественно-политического кругозора и радикализацию революционных
настроений масс как в целом по стране, так и в отдельно взятой Сибири,
политикам, задававшим тон на большинстве таких съездов, конференций и совещаний
интеллигенции, важнее было обсудить самые актуальные проблемы современности
- государственной власти, войны и мира, собственности. На настроении
делегатов сказались и отрицательные региональные факторы, такие как
относительная малочисленность слоя образованных людей в крае, излишняя их
политизированность в силу принадлежности большинства из них к бывшим
политическим ссыльным, удаленность многих сельских районов от культурных центров
и т.д.
Поэтому вопросы
культуры поднимались только на 86 из 444 coциально-классовых,
политических, религиозных и национальных форумов Восточной Сибири с марта
Делегаты большинства
партийных, советских, земских, кооперативных, духовных, национальных,
профсоюзных форумов того времени рассматривали вопросы образования и культуры,
главным образом, с точки зрения их применимости и использования в текущей
политической борьбе за массы. И только делегаты учительских и части
крестьянских, национальных и кооперативных съездов, конференций и
совещаний Сибири марта
Примечания:
1.
Волобуев П.В.,
Булдаков В.П. Октябрьская революция: новые подходы к изучению // Вопросы
истории. М., 1996. № 5-6. С. 28-38; Булдаков В.П. Истоки и последствия
солдатского бунта: к вопросу о психологии "человека с ружьем" // 1917 год в
судьбах России и мира. Февральская революция: от новых источников к новому
осмыслению. М., 1997. С. 208-217; Булдаков В.П. Красная смута. Природа и
последствия революционного насилия. М., 1997. С. 5-11.
2. Наша деревня. Иркутск, 1917. 20 июня; Сибирь (Иркутск). 1917. 17 июня; Съезды, конференции и совещания социально-классовых, политических, религиозных, национальных организаций в Иркутской губернии (март 1917 - ноябрь 1918 гг.) / Сост. В.Г. Зыкова. Томск, 1991. С. 49-50.
3.
Пронин В.И. Население
Сибири за 50 лет (1863-1913 гг.) // История СССР. 1981. №4. С. 59; Российская
империя. Словарь-справочник. Спб., 1992. С. 29.
4. Голос свободы (Томск). 1917. 13 мая; Сибирская жизнь (Томск). 1915. 25 янв.
5. Сибирская деревня (Красноярск). 1916. № 13 - 14. С. 45.
6. Иркутский союз потребительных кооперативов (Обзор деятельности с 14 ноября 1916 года по I января 1918г.). Иркутск, 1918. С. 47-48.
7. Здесь и далее ссылки на соответствующие страницы сборников "Съезды, конференции и совещания..." опущены. Потребность читателя детально разобраться в вопросе или проверить добросовестность автора будет легко удовлетворена, поскольку в тексте приведены полные названия, а также время и место упомянутых событий.
8. Сибирский учащийся (Иркутск). 1917. № 2 (28 июля). С. 2.
9.
Государственный архив Томской
области (ГАТО) Ф. Р-1. Оп.
10. Более подробно о непреходящих особенностях российского характера см: Могильницкий К.Г. Либеральная идея и российский менталитет // Из истории революций в России (первая четверть XX века). Материалы Всероссийского симпозиума, посвященного памяти И.М. Разгона. Томск, 13-15апреля 1995г. Томск, 1995. Вып. I. С. 38-49.
11. Более подробно об этом см.: Косых Е.Н. Периодическая печать Сибири (март 1917 - май 1918 гг.). Из истории идейно-политической борьбы. Томск, 1994. С. 44-174.
12. Сибирь (Иркутск), 19, 17. 16 мая.
13. Наш голос (Красноярск). 1917. 10 сент.; Единение (Иркутск).
1917. 6 окт.; Государственный архив Иркутской области (ГАИО). Ф. 70. Оп. 3. Д.
14. Российская империя. Словарь-справочник. Спб., 1992. С. 78.
15. Строго говоря, в состав профсоюзных и профессиональных съездов, конференций и совещаний региона марта 1917 - мая 1918 гг., на которых рассматривались вопросы образования и культуры, нужно было бы включить и учительские форумы. Мы же отделили их от общепрофсоюзных съездов, конференций и совещаний рабочих и служащих потому, что те и другие занимались во многом различными культурными проблемами: если учительские форумы сосредоточились, главным образом, на обсуждении вопросов культурно-просветительного характера, то форумы рабочих, техников, инженеров и других - политико-просветительного характера (организация новых газет, журналов, политических клубов, читален и т. д.).
16. Более подробно об этом см.: Аналитическая психология: Прошлое и настоящее. М., 1997; Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1989; Он же. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1994; Бехтерев В.М. Коллективная рефлексология. Пг., 1921; Шерковин Ю.А. Психологические проблемы массовых информационных процессов. М., 1973; Могильницкий Б.Г., Николаева И.Ю., Гульбин Г.К. Американская буржуазная "психоистория". Томск, 1985 и др.
Автор - Косых Евгений Николаевич, доктор исторических наук, профессор, профессор кафедры истории России и политологии Томского государственного архитектурно – строительного университета, член-корреспондент Российской академии гуманитарных наук.
E-mail: Kosih@mail2000.ru