Фадеев К

Фадеев К. В.

(Томский государственный

архитектурно – строительный университет)

Культурная жизнь Западной Сибири в конце XIX – начале XX века (на примере Томской губернии).

 

The article contains the brief bibliographic, historiographic and source study survey on cultural life of a Tomsk region. The definition is given, that is understood under «by cultural life». Also in it some aspects of activity cultural – educational organizations are regarded.

 

В конце XIX – начале XX века Томская губерния занимала обширную территорию (около 765 км 2). Она включала современные Томскую, Кемеровскую, Новосибирскую, а также Восточно-Казахстанскую и Семипалатинскую области Казахстана, Алтайский край и часть земель нынешнего Красноярского края. В тот момент на этой территории проживало до 5 млн. человек из 10 мил. сибиряков. [i]

Хронологические рамки работы включают в себя 90-е годы XIX века и начальный период XX столетия вплоть до 1917 года. Именно в этот отрезок времени началось, прерванное революционными событиями 1917 г. и гражданской войной в Сибири, ускоренное развитие культуры и так называемого внешкольного образования, как в городах, так и в сельской местности Сибири и ее составной части Томской губернии.

Под понятием «культурная жизнь» понимается история образования и функционирования учреждений культуры. К которым можно отнести: библиотеки, кинематограф, театры, передвижные художественные выставки, общества начального и народного образования и другие культурно – просветительные организации.

Уровень образования жителей Томской губернии, а также их просветительные учреждения начали изучаться еще в конце XIX – начале XX века историками официального направления, например, А. Н. Куломзиным, А. И. Линьковым, Н. В. Турчаниновым и др.; буржуазными исследователями – А. А. Кауфманом, Н. В. Латкиным и др. Этой же темы касались и такие известные сибирские областники, как П. М. Головачев, Г. Н. Потанин и Н. М. Ядринцев. А также умеренно социалистические авторы – Н. М. Трегубов, С. Л. Чудновский и др.

Сразу же после Октябрьской революции и Гражданской войны в Сибири уже советские исследователи – краеведы, например, В. А. Ватин-Быстрянский, В. И. Николаев, Н. С. Юрцовский и др. стали подчеркивать крайне низкий уровень образованности жителей губернии перед Октябрьской революцией 1917 года. Они также отмечали большую роль политических ссыльных в поднятии культурного уровня сибиряков.

Исследования этих авторов, а также составителей Сибирской Советской энциклопедии, грешат узостью источниковой базы и явной большевистско – коммунистической направленностью их работ.

С середины 30-х и до середины 50-х годов, в период так называемого «культа личности» И. В. Сталина не было издано ни одной специальной работы по истории просвещения населения Сибири и Томской губернии как ее составной части.

Современный этап изучения избранной нами темы уровня изученности просвещения жителей нашего региона в конце XIX – начала XX века начинает опираться на более солидную источниковую базу. В частности, стали привлекаться неопубликованные материалы сибирских и центральных государственных и партийных архивов.

В работах историков культуры Ф. Ф. Шамахова, А. П. Панчукова, А. Л. Посадскова, К. Е. Зверевой, Е. Н. Косых и др. анализируется деятельность общественно – культурных организаций в области просвещения, внешкольного образования и других разделов культуры.

Основным источником для нас по теме «Культурная жизнь Томской губернии в конце XIX – начале XX вв.» может и должна стать разнообразная и также легко взаимопроверяемая периодическая печать, как Томской губернии того периода, так и других губерний и местностей Сибири. Потому что в периодике других регионов Зауралья легко выявить, особенно в таких разделах как «Хроника», «Сибирские известия» и других, дополнительные материалы по истории культуры и культурной жизни нашего обширного региона.

К периодической печати, как историческому источнику, примыкает и такой чрезвычайно интересный источник, как научная и художественная литература, изданная в Томской губернии и других местах Сибири в конце XIX – начале XX вв. В это время книгоиздание широко развивалось в Томске и Барнауле. Так, например, в Томске в 90-е гг. XIX столетия вышло около 900 разнообразных книг.

Самостоятельное значение для исследования избранной нами темы имеют, конечно, и мемуары – воспоминания таких крупных деятелей культуры Томской губернии, как Г. Н. Потанин, П. И. Макушин, П. А. Прокошев и др., опубликованные в основном накануне революционных событий 1917 г., в 1915 – 1916 гг. в самой известной либерально – буржуазной газете региона – «Сибирской жизни». Эти материалы позволяют реконструировать не только статистическую, не только, так сказать, «официальную» сторону деятельности культурно – просветительных организаций, но и их «внутреннею» сторону функционирования.

Многочисленные, взаимопроверяемые документальные источники по этим темам можно выявить, в первую очередь в фонде Томского губернского управления (ф. 3), в фондах управления Западно-Сибирского учебного округа (ф. 126), инспектора народных училищ первого района Томской губернии (ф. 167), Томского губернского жандармского управления (ф. 411), Томского союза кооперативов (ф. Р – 11121), исполнительного комитета Томского губернского народного собрания (ф. Р – 1138) и др.

В целом, все обрисованные нами выше источники в совокупности могут дать достоверный фактический материал по исследуемой тематике, что наконец-то позволит комплексно и всесторонне воссоздать интересную и поучительную панораму культурной жизни в самой густонаселенной тогда губернии Сибири.

Из-за отсутствия в Сибири земств организацией внешкольного образования занимались общественные культурные общества. Наибольшее распространение получили общества попечения о народном образовании, созданные почти во всех сибирских городах. В отдельных случаях число членов в них было свыше тысячи как, например, в Томском. Общества располагали значительным годовым бюджетом. [ii]

Стремление либерально–буржуазной части просветительных обществ видеть в них прообраз земских организаций в Сибири, с одной стороны, и проникновение в них революционно и демократически настроенных людей – с другой, привело к тому, что официальные уставные рамки деятельности обществ расширились. Они занимались не только начальными школами, но и устройством воскресных школ для рабочих, проводили народные чтения, устраивали бесплатные библиотеки-читальни, открывали любительские театры, кинематограф по сниженным ценам и т. д. Деятельность многих из них вышла за рамки городов и охватила сельскую местность.

В тоже время представители умеренно – социалистических и революционно – социалистических партий всячески стремились использовать культурную работу в деревне для пропаганды своих политических взглядов. Царизм всячески препятствовал этому, и поэтому не случайно разрешение на проведение народных чтений, на открытие бесплатных библиотек – читален, народных театров и других «внешкольных учреждений» мог дать только губернатор, а политическим ссыльным – в первую очередь большевикам – участвовать в культурнической работе категорически запрещалось. В тоже время местные священники могли устраивать народные чтения и открывать народные библиотеки, не испрашивая чьего либо разрешения.

Министерствам народного просвещения и внутренних дел было выгодно вплоть до 1917 г. внушать неграмотному и полуграмотному крестьянству губернии «верноподданнические чувства», и поэтому царские чиновники, выполняя волю правящих классов и до и во время первой мировой войны развивали преимущественно агитационно-пропагандистские формы «внешкольного образования». [iii]

В тоже время местные органы народного образования и внутренних дел, понимая опасность проникновения на сельские народные чтения большевистских антивоенных идей, делали все, чтобы поставить их под свой контроль. Министерство народного просвещения проводило народные чтения только в помещениях своих училищ и школ, под наблюдением своих чиновников. Лекторами на них обычно выступали благонадежные сельские преподаватели. Как правило, темы народных чтений для крестьян концентрировались вокруг 3-х тем: ход военных действий, религиозно – нравственное воспитание и народная трезвость. Политическим ссыльным Сибири проведение народных чтений категорически воспрещалось.

Под столь же жесткий контроль в начале XX века были поставлены и сельские народные библиотеки – читальни. Согласно циркулярам Министерство народного просвещения периодически публиковало «Правила о народных библиотеках», в которых разрешало пополнять сельские народные библиотеки – читальни только изданиями, допущенными Ученым Комитетом Министерства народного просвещения или училищным Советом при Святом Синоде. А таких библиотек в Томской губернии было много: только П. И. Макушин к 1917 г. открыл в губернии 500 сельских библиотек – читален.

На рубеже XIX – XX столетий особо велика и значительна роль купечества в области меценатства и филантропии. До революционных событий 1917 года основная часть детских воспитательных домов и приютов, больниц и даже начальных школ и гимназий содержалась на средства городского купечества. Стремление отличиться, на ниве служения обществу, среди российского купечества было связано с определенными взглядами, господствовавшими в дореволюционной России: каждое сословие общества по-своему служит Отечеству: дворянство – ратной службой, мещанство – ремеслами и промыслами, крестьянство – хлебопашеством, а купечество – капиталами.

Благотворительность в дореволюционной России можно разделить на государственную, городскую (земскую), церковную и общественную (частную и организованную) (рис.1.). К 1890-м гг. 75% средств, израсходованных на благотворительность, были общественными (25% принадлежали казне, земствам, городам, церквам). [iv]

Организационные формы общественной благотворительности имели несколько направлений:

1.   филантропические объединения, помогавшие бедным учащимся, переселенцам, пострадавшим от неурожая и стихийных бедствий, больным, заключенным (и бывшим заключенным), сиротам и другим, социально незащищенным категориям населения;

2.   помощь участникам многочисленных войн, которые вела Россия и их семьям;

3.   благотворительные общества и учреждения при церквах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Рис. 1. Схема взаимодействия благотворительных организаций.

 

Культурно – просветительская жизнь российского общества на рубеже XIX – XX вв. нашла отражение и в деятельности «Народных домов». Возводились они не только в столичных и губернских городах, но даже и в уездных городах Сибири. Так, в 1905 – 1906 годах были построены «Народные дома» в Кузнецке, Мариинске и на Анжерском руднике. Например, культурно – просветительская деятельность «Народного дома» оставила глубокий след в истории Кузнецка. При нем организовывались кружки – драматический, изобразительного искусства, а также действовал хор с прекрасными вокалистами. На его сцене ставились драматические спектакли, фрагменты классических опер, выступал духовой оркестр местной воинской команды и т. д. Однако посещать его могли лишь люди, имеющие материальный достаток. [v] Так вот, одним из инициаторов и жертвователей возведения в Кузнецке «Народного дома» имени А. С. Пушкина, являлся купец 2-й гильдии С. Е. Попов.

Местная интеллигенция через «Народный дом» и Общественное собрание активно включалась в просветительскую деятельность – спектакли, концерты, праздники; собранные средства употреблялись на благотворительность. Как общественная организация функционировало попечительство о народной трезвости.

В конце XIX - начале XX в. усиливается женская общественная активность. Выход для нее многие обеспеченные женщины находили через благотворительность. Они нередко возглавляли организации, являлись активными их членами, выступали попечителями и почетными блюстителями городских учебных заведений. В Томске на этом поприще прославились А. А. Кухтерина, О. Ф. Смирнова, Н. И. Щепкина, в Барнауле – М. П. Страхова, А. И. Румянцева, жены известных купцов И. К. Платонова, И. И. Федулова, А. Ф. Ворсина, в Бийске – Е. Г. Морозова, А. О. Пискарева, в Кузнецке – Е. В. Попова и др. Приобщение к общественной деятельности у этих и многих других женщин шло через реализацию активной жизненной позиции, ранее уже проявившуюся в сфере предпринимательства. Как правило, большинство из них успешно занималось коммерческими делами вместе с мужьями. Бывали случаи, что жены губернаторов, градоначальников и других высших чиновников избирались председателями для придания большего авторитета той или иной организации. В ряде случаев их функции были чисто формальные и сводились лишь к почетной роли покровительниц. Но гораздо больше было истинных общественниц-энтузиасток.

Например, в феврале 1899 года кузнецкий уездный исправник Остржевский получил заявление, подписанное Еленой Васильевной Поповой и Александром Яковлевичем Малеевым. Е. В. Попова – известная в городе дама, жена почетного гражданина С. Е. Попова, принимавшая активное участие во всех программах благотворительности. А. Я. Малеев носил чин коллежского асессора и являлся начальником конторы телеграфа в Кузнецке. Содержание заявления говорит об умении кузнечан сочувствовать соотечественникам: «Кружок интеллигентных дам города Кузнецка, желая придти на помощь бедствующим жителям от неурожая во внутренних губерниях Европейской России устройством, лотереи в их пользу поручил нам обратится к Вашему Высокоблагородию за исходатайствованием разрешения таковой, потому имеем честь покорнейше просить ходатайств Вашего Высокоблагородия пред Его Превосходительством Господином Начальником Губернии о разрешении устроить лотерею, во второй половине апреля месяца текущего года... При этом не лишним считаем довести до сведения Вашего, что стоимость билета будет не дороже 25 копеек, сумма лотереи не превысит 600 рублей, вещи для розыгрыша будут частью пожертвованы, частью приобретены покупкою». [vi]

«Имея это разрешение, ныне кружок дам, по вырешению некоторых вопросов относительно устройства Базара, избрал из своей среды распорядительный Комитет во главе с распорядительницею его – Еленой Васильевной Поповой, назначив помощницами к ней Камиллу Адольфовну Зарецкую, Юлию Ильдефонсовну Гадомскую, Евдокию Федоровну Малееву и Казначеем А. Я. Малеева…». В скором времени Комитет приступил к наружному устройству помещения и витрин.

В результате проведения 23 мая 1899 года Бал – базара с лотереей «Алегри» было выручено средств на сумму 612 руб. 69 коп. Весь сбор был направлен через Главное Управление Общества Красного Креста в Санкт – Петербург в пользу голодающих. [vii]

В Томске уже в 60-х годах XIX века существовало довольно сносное театральное здание, в котором играли приезжие артисты. В 1885 г. на средства коммерции советника богатейшего купца, промышленника и мецената Е. И. Королева был выстроен новый каменный театр. Первым антрепренером стал сам владелец, а распорядителем – талантливый артист Н. А. Корсаков, к которому в последствии перешла антреприза. Труппа пользовалась успехом, спектакли, среди которых значительное место занимали произведения классики, шли при полном зрительном зале. В числе любимцев публики выделялись Аврахова-Никольская, М. П. Тихомиров, Н. А. Корсаков, Ю. Ф. Строгова, Немирова, Топорков и другие. [viii]

Лучшие пьесы русской (А. Н. Островского, Н. В. Гоголя, А. В. Сухово-Кобылина) и зарубежной (У. Шекспира, Г. Ибсена) драматургии ставились труппой Брагина в Томске. А в начале 1900-х годов при Томском обществе попечения о начальном образовании была создана Комиссия по устройству народных развлечений. Умелое руководство этой комиссией, наличие опытных режиссеров и одаренных актеров-любителей, строго отобранный репертуар, общедоступность мест на спектаклях – все это вместе взятое быстро завоевало симпатии публики.

Накануне первой мировой войны Томскую губернию посещают многие замечательные актеры русской сцены, искавшие тогда в провинции дополнительных заработков. Это П. П. Орленев, К. А. Варламов, братья Рафаил и Роберт Адельгеймы, И. М. Дальский и Г. Н. Федотова.

С 1906 – 1907 гг. в Томске, уездных центрах и рабочих поселках с местным театром начинает успешно конкурировать новый вид искусства – кинематограф. В этих населенных пунктах во время и после первой российской революции начинают открываться стационарные кинематографы. В них, во время сеансов, традиционно показывали одну, две русские или зарубежные драмы, комедии с участием Чарли Чаплина и других известных иностранных комиков, а также так называемые видовые (чаще всего географические) фильмы и кинохронику.

С весны 1915 г., с началом стремительного наступления германской армии на Восточном фронте, в Томской губернии, как и в других местах Российской империи, начинают устраиваться так называемые недели «патриотического» кино.

В начале XX века в Томской губернии сложилась довольно развитая по тому времени система профессионального обучения. Например, в губернском городе Томске работали два ремесленных и одно железнодорожное училище, в которых готовили квалифицированных слесарей, токарей, столяров, дорожных мастеров и т. д. На нужды городского хозяйства ориентировались также школа телеграфистов и рукодельная школа, выпускавшая швей и шляпниц.

Стремление городской общественности поставить образование на практическую основу проявилось в отношении к среднему образованию. С 1902 г. в городе работало среднее специальное учебное заведение – Учительский институт. Педагогические кадры для Томской губернии готовились в Мариинской женской гимназии в Томске, учительской церковной школе и в учительской семинарии под Барнаулом. В 1911 г. в Томске было открыто уже второе по счету реальное училище. Итогом развития образования в Томске стало основание и открытие высших учебных заведений.

В XIX веке Томская губерния являлась торгово-транзитным центром, а Томск называли купеческим городом. Но в ходе развития экономической, социальной и культурной жизни к началу XX века город приобретает значение крупного культурно – просветительного центра.

 



[i] Из истории Южного Урала и Зауралья. – Челябинск, 1971. Вып. 5. С. 59 – 60.

[ii] Косых Е. Н. Культурно – просветительная деятельность среди рабочих Сибири накануне Февральской буржуазно – демократической революции // Вопросы истории общественно – политической жизни Сибири периода Октября и гражданской войны. – Томск, 1982. С. 17 – 18.

[iii] Журнал Министерства народного просвещения. – Петроград, 1917. Новая серия. Ч. XVIII. Февраль. С. 168 – 183.

[iv] Отечественная история. История России с древнейших времен до 1917 г. Энциклопедия. Т.1. А-Д. М., 1994. С. 242.

[v] НФ ГАКО. Ф. Р – 137. Оп. 1. Д. 248. Л. 3.

[vi] Шадрина А. Кружок интеллигентных дам Кузнецка: «Желая прийти на помощь бедствующим жителям…» // Губернские ведомости. (Новокузнецк), 2000. 6 апр.

[vii] ГАТО. Ф. 3. Оп. 2. Д. 4379. Лл. 46, 62.

[viii] Вяткин Г. Театр в г. Томске // Город Томск. – Томск, 1912. С. 324 – 325.

 

The article contains the brief bibliographic, historiographic and source study survey on cultural life of a Tomsk region. The definition is given, that is understood under «by cultural life». Also in it some aspects of activity cultural – educational organizations are regarded.

 

Автор:

Фадеев Константин Викторович, аспирант кафедры истории России и политологии Томского государственного архитектурно – строительного университета.

E-mail: fadeevk@rambler.ru

 

Hosted by uCoz
Главная страница

Hosted by uCoz