Е. Н. Шуранова
(Кемеровский государственный университет)
Советская
власть как вариант общественного идеала сибирского крестьянства в 1920 – 1921 гг.
При рассмотрении
вынесенной в заголовок проблемы мы исходили из следующих соображений.
Во-первых, власть советов как специфическую форму государственного устройства
позволительно рассматривать в качестве общественного идеала сибирского
крестьянского мира, причём идеала, оказавшегося максимально близким к
воплощению. Об этом свидетельствует как мощное антиколчаковское партизанское
движение, победоносное шествие Пятой Красной армии, так и ситуация, сложившаяся
в первые месяцы после восстановления Советской власти: массовый революционный
энтузиазм, сдача хлеба «самотёком», рост рядов РКП(б). Политический обзор Енисейского
губкома партии характеризовал первые 4-5 месяцев Советской власти как «медовый
месяц» сожительства с сибирским крестьянином[1].
По всей видимости,
сказывалось то, что политические настроения крестьянства в этот период
определялись, как правило, не старожилами, а переселенцами, «которые в прошлом
на себе испытали помещичий гнёт, прошли суровую школу борьбы с природными
условиями Сибири и продолжали биться в тисках нужды»[2].
36 анкет членов уездных и волостных исполкомов и должностных лиц
сельских советов Степно-Баджейской волости (
Даже когда в результате весьма жёсткого проведения в Сибири политики военного коммунизма отношения сибирских крестьян с властью резко ухудшились, в своих бедах они обвиняли не столько Советскую власть, которую продолжали считать приемлемой формой государственного устройства, сколько коммунистов.
Вторая посылка касается методики исследования данной проблемы. Практически нет документов, в которых крестьяне напрямую бы формулировали свои общественно-политические взгляды. Реконструкция их представлений в силу этого обстоятельства возможна преимущественно на основе опосредованных данных, прежде всего официальных материалов информационно-отчётного характера. Но и в них отсутствуют прямые указания на крестьянские воззрения, зато подробно описана картина политических настроений в крестьянской среде, особенно в случае их недовольства проводимой политикой. Следовательно, общественный идеал сибирского крестьянства вырисовывается «от противного»: изучая причины негативного отношения к государственной власти, мы находим позитивную сторону: какой должна быть «хорошая» власть. Наибольшую ценность в этом отношении представляют информационно-политические сводки местных органов ВЧК. В них нередко содержатся описания конкретных фактов протеста, приводятся высказывания крестьян по поводу Советской власти вообще и отдельных проявлений её политики. Материалы партийных органов и их функционеров бывают весьма интересны, хотя в массе своей они более субъективны, в большей степени испытывают влияние идеологических стереотипов.
Наконец, мы анализируем в данной статье общественный идеал сибирского крестьянского социума, не подразделяя его на социальные группировки: бедноту, середняков и зажиточных. В рассматриваемый период крестьянство в большей степени ощущало свою целостность (в противопоставлении, скажем, городу), нежели социальное расслоение.
Весной – летом
Протесты сибирских крестьян вызывала не сама по себе развёрстка – взимание податей было делом привычным, приемлемым: «...Крестьянство проникнуто пониманием объективной необходимости сдачи хлеба»[6]. Сельских производителей возмущала чрезмерность заданий и отсутствие учёта местных условий, возможностей и потребностей крестьянского хозяйства: «Население радо помочь России, но только по силам». Больше всего раздражало крестьян то, что у них произвольно отбирали всё дочиста, не оставляя резерва и даже порой необходимого продукта. В переобложении крестьянского хозяйства продналогом в первые два года новой экономической политики винили чаще всего местных коммунистов – «грабителей»[7].
Когда же государство весной – летом демонстрировало намерение учесть потребности крестьянского хозяйства, дать товар в обмен на хлеб, отношение сибирских сельских производителей к Советской власти значительно улучшилось. Это отмечают информации ВЧК и местных советских органов: «Более ничем крестьяне так не интересуются, как собственным своим состоянием»; «К продналогу, кооперации крестьянство чутко прислушивается и рады, что появляется в многолавке товар»[8]. Иначе говоря, отношение крестьян к любой форме государственной власти определялось состоянием их хозяйства и перспективами его развития. Разочарование сибирских крестьян в неудавшемся товарообмене, начавшееся взимание продналога, оказавшегося завышенным по сравнению с возможностями крестьянского хозяйства, особенно бедняцкого, обусловило новое обострение отношений с властью.
Информационные материалы 1920 – 1921 гг. отмечают
враждебность, в лучшем случае – равнодушие крестьян к Советской власти и
Коммунистической партии, «за исключением самых непросвещённых элементов,
которые говорят, что Советская власть-то хороша, но вот коммунисты всё дело
портят»[9].
Один партийный функционер в товарищеском письме на имя секретаря
Иркутского губкома РКП(б) Рютина подчёркивает, что среднее крестьянство
«считает нас врагами», а сельский обыватель вообще «боится коммуны как чорт
ладану»[10].
Ачинская уездная партконференция констатировала: «Крестьянство благодаря
развёрсткам ненавидит ячейки»[11].
В Омском уезде в июне
Поводом для претензий к партийцам было и то, что они, по мнению крестьян, забирали себе полученный по развёрстке продукт, чтобы самим лучше питаться и одеваться (нередко так оно и было). В этом усматривалось противоречие с провозглашённым Советской властью и Компартией лозунгом всеобщего равенства. Поскольку крестьянский быт прост и непритязателен, от представителей власти требовался отказ от излишеств, даже аскетизм. Сибирские крестьяне заявляли: «Мы согласны давать всё, что от нас требуют по развёрсткам для красной армии и рабочих, но не знаем и сомневаемся: доходит ли это всё до них, не расходится ли по рукам коммунистов и их комиссаров»[13]. Селяне Зиминского уезда Иркутской губернии высказывали аналогичные претензии: «Вы, коммунисты, говорили, что для Соввласти отдадим последние лапти, а сами ничего не дали, зато с нас содрали больше, чем полагается»[14].
Показательно письмо Гавриила Замуры, направленное им в
Центральную контрольную комиссию РКП(б). Он пишет о том, что крестьяне угнетены
и обижены, необходимая разъяснительная работа среди них не ведётся. «Свобода
всякая среди крестьянства подавлена действиями продовольственных начальников
которым незнаю кто? дал такую не ограниченную власть. Я не могу поверить чтобы
власть трудового народа могла разрешить такие произволы над труд[овым]
народом...» (Подчёркнуто автором письма. – Е. Ш.). Замура сообщает Центру,
что у крестьян забирают весь хлеб, не оставляя на семена, отбирают скот.
Начальство, по его мнению, забыло о людях, «потому что они не избранники
народа, а ставленники»; ходят «расфранченные» - с револьверами,
биноклями, офицерскими сумками, а потому на самом деле они – «кулаки буржуи», и
от них «крестьянство в ужасе» и «приходит в отчаяние»[15].
Относительно этого послания следует отметить, что автор его – крестьянин по происхождению, не очень грамотен, но привык к письму (это чувствуется по довольно беглому почерку) и человек, явно вполне преданный Советской власти – кандидат в члены РКП(б) и сотрудник особого отдела одного из местных органов ВЧК Западной Сибири. Добавим, что представления, будто в имеющихся непорядках виноваты пробравшиеся в советские органы чуждые элементы, было широко распространено в 1920 – 1921 годах, и не только среди крестьянства. Оно отражает, с одной стороны, наметившиеся реальные противоречия между партийно-государственной верхушкой и «низами» партии, рядовыми гражданами, с другой – взаимное непонимание и враждебность между городом и деревней, коренящееся в различии образа жизни и ментальности. Современный исследователь полагает, что автономный крестьянский быт, построенный на общинном самоуправлении, объективно не нуждался во внешнем регуляторе отношений. В годы Гражданской войны город, не способный дать крестьянину ничего в обмен на продовольствие, стал вызывать презрение и ненависть[16]. К тому же партийные и советские работники, будучи большей частью из рабочих, слабо представляли себе особенности крестьянской жизни и нередко считали сибирских крестьян чересчур зажиточными и в душе более собственниками, нежели трудящимися.
Отметим, что Советская власть была ценна для крестьян в том случае, когда она являлась продуктом их самоуправления, а не навязывалась сверху. Непросто (из-за организационных неурядиц, порождённых отсутствием опыта) проходили выборы на Алтае – в крае с сильными партизанско-анархическими традициями[17]. Тем не менее, население в целом приветствовало выборы, так как видело в этом реализацию лозунга «Вся власть Советам!» Крестьянские съезды, на которых выбирались сельсоветы и волисполкомы, проходили с подъёмом. Позднее, когда сопротивление крестьян взиманию развёрстки потребовало усиления централизации и нажима, избранные советы нередко распускались и заменялись назначенными ревкомами, что вызывало естественное недовольство[18]. В Куликовской волости Каменского уезда Алтайской губернии крестьяне даже упразднили местный ревком и организовали Совдеп[19].
Выбирая «начальство», крестьяне пользовались своими
критериями определения достойных кандидатур. Один из таких параметров – наличие
определённого уровня зажиточности. Кампания по перевыборам советов осенью
Кроме того, важным для крестьян было то, чтобы в
местной власти представлены были «свои» люди. И здесь водораздел проходил не
только по партийной принадлежности, но и по месту рождения. Один
партийный функционер писал: «Состав ком’ячеек в большинстве своем новоселы из
России, безземельные крестьяне, бывшие батраки с люмпен-пролетарским оттенком,
нуждающиеся в тщательной коллективной обработке психики и политическом
воспитании»[21].
Цитируемый документ относится к Топкинскому району Щегловского уезда, но,
думается, описанная картина верна и для других территорий Сибири.
В том случае, когда Советская власть и её органы выступали как внешняя сила по отношению к крестьянству, от представителей власти требовалась чёткая работа, отказ от бюрократических методов руководства, обоснованность, разумность предъявляемых требований, рациональная организация труда крестьян, занятых государственными повинностями, - словом, отношение к управляемому населению не как к подданным, а как к равноправным трудящимся. Всерьёз восприняв характеристику Советской власти как рабоче-крестьянской, сибирская деревня рассчитывала также на паритет цен между промышленной и сельскохозяйственной продукцией. Несоответствие государственной власти этим критериям вызывало не просто нарекания со стороны сибирского крестьянства, но и воспоминания о том, что при Колчаке «всё было, всего можно было купить». Наконец, крестьяне ожидали, что Советская власть, считая их трудящимися, проявит к ним соответствующее уважение: будет не просто командовать и приказывать, но и учитывать их мнение, по крайней мере – разъяснять необходимость предпринимаемых шагов[22].
Эти позиции разделялись не только главенствующей
мужской частью крестьянского социума, но и женщинами-сибирячками. Очень
бурно, с руганью и дракой прошедшее 16 марта
Важным для понимания крестьянского менталитета (и
осознаваемого порой весьма смутно общественно-политического идеала как
составной его части) является реакция сибирского крестьянства на неподобающие,
по его мнению, действия Советской власти. Можно выделить две основные
разновидности этой реакции: активный протест (повстанческое движение) – и
пассивный, выражающийся в ропоте, «ворчании» и «уходе в себя» без открытого
проявления враждебности и неповиновения. Вторая форма в целом преобладала.
Многолетняя вооружённая борьба утомила крестьян, им хотелось в мирных условиях
восстанавливать и поднимать своё хозяйство: «Необходимо учесть, что деревня
прежде всего устала, утомлена, что урок – Колчаковщина хотя и сгладился, но ещё
далеко не забыт, что наконец крестьянство не видит той силы, с которой ему по
дороге против коммунистов. Всё это создаёт положение, которое необходимо
определить след. образом: глухое недовольство, скрытое пока, изредка
прорывающееся в виде отдельных эксцессов, на фоне продкомпании недовольство это
ещё ухудшается, влившись вероятно в исключительных случаях в открытые попытки
восстания»[24]. В
то же время можно предположить, что сибирские крестьяне отделяли советское
устройство как приемлемую и желательную форму государственной организации от
негативных проявлений текущей политики и жёстким (даже жестоким) поведением
конкретных представителей государственной власти. Свалить всю вину на
коммунистов – было удобным и понятным оправданием этого разрыва между идеалом и
реальностью.
Но когда вставал вопрос о том, что предпочтительнее –
Советская власть, пусть и несовершенная, с чрезмерным налогообложением и
злоупотреблениями, или развитие политического бандитизма, – то решение крестьян
было однозначным. Председатель Щегловского уисполкома, докладывая о
настроениях населения в августе
Суммируем. Коммунистов опасались как людей, могущих покуситься на
автономное крестьянское хозяйство, а Советская власть, по идее, должна
предоставить крестьянам хозяйственную самостоятельность и возможность
развиваться. Очевидно, что сибирский крестьянин желал не столько собственности,
сколько реализации законного, по его мнению, права распоряжаться продуктом,
созданным своим трудом. Вырисовывается
следующий облик идеальной власти трудящихся и их советов. Если брать
материальную сторону вопроса, то государство не должно переобременять крестьян
налогами и повинностями. В обмен на внесённые налоги и выполненные работы
крестьяне вправе рассчитывать на обеспечение их промышленными товарами по
приемлемым ценам. С социально-политической точки зрения: власть должна быть
безусловно выборной и построенной на началах самоуправления; иначе говоря,
сибирские крестьяне были ярко выраженными сторонниками суверенитета народа. При
этом должны учитываться в равной мере интересы всех слоёв трудящихся,
независимо от их социального статуса. В том числе крестьянство рассчитывало на
подлинное, а не лозунговое, равенство рабочих и крестьян, города и деревни,
довольно отчётливо представляя, каким образом это можно сделать. Отвергая
бюрократизм, крестьяне отдавали предпочтение практической целесообразности
проводимых мер и деловитому, чёткому стилю управления. Наконец, последнее по
счёту, но не по важности. Исходя из идеи непосредственного народоправства,
сибирские крестьяне предпочитали видеть в качестве представителей власти своих
людей: таких же, как они, крестьян, причём местных уроженцев. Именно в этом
прежде всего они видели гарантию соблюдения интересов трудового крестьянства.
[1] ЦХИДНИКК. Ф. 1. Оп. 1. Д.
[2] Суверов В.М. Общекрестьянское
движение в Сибири
[3] См.: ГАКК. Ф. 53. Оп. 1. Д.
[4] ЦХИДНИКК. Ф. 1. Оп. 1. Д.
[5] ЦХАФАК. Ф. Р-9. Оп.1.
Д.149. Л.6-6об.
[6] ЦХИДНИКК. Ф. 1. Оп. 1. Д.
[7] ГАКК. Ф. 1712. Оп. 1. Д.
1а. Л. 27; ГАКО. Ф. Р-165. Оп. 1. Д.
[8] ГАКО. Ф. Р-165. Оп.1. Д.2.
Л.30; ГАНО. Ф. Р-1349. Оп.1. Д.452. Л.316.
[9] ГАКО. Ф. Р-165. Оп. 1. Д.
[10] ГАНИИО. Ф. 1. Оп. 1. Д.
[11] ЦХИДНИКК. Ф. 6. Оп. 1. Д.
[12] ЦДНИОО. Ф. 1. Оп. 2. Д.
[13] ЦХИДНИКК. Ф. 1. Оп. 1. Д.
[14] ГАНИИО. Ф. 1. Оп. 1. Д.
[15] ГАНО. Ф. П-1. Оп. 2. Д.
[16] Войтович А.В. Народ
и власть в годы гражданской войны: анархизм сибирского крестьянства // Гражданская война в
Сибири. Сборник докладов и статей научной конференции. Ноябрь
[17] ЦХАФАК. Ф. Р-9. Оп.1. Д.97.
Л. 20, 23,. 24, 25, 27.
[18] См.: Бугай Н.Ф. Органы защиты завоеваний Октября: проблемы изучения. –
М., 1982. С.101; Он же.
Чрезвычайные органы Советской власти: ревкомы 1918-1921 гг. – М., 1990. С.231; Крестьянство
Сибири в период строительства социализма (1917-1937 гг.). Новосибирск,
1983. С.65.
[19] ЦХАФАК. Ф. Р-9. Оп.1.
Д.162. Л.37.
[20] ЦХАФАК. Ф. Р-9.Оп.1. Д.162.
Л.65.
[21] ГАКО. Ф. П-47. Оп.1. Д.82.
Л.3об.
[22] ГАКО. Ф. Р-165. Оп. 1. Д.
[23] ГАНО. Ф. Р-1349. Оп.1. Д.453. Л.18-18об., 19.
[24] ЦХИДНИКК. Ф. 1. Оп. 1. Д.
[25] ГАКО. Ф. Р-165. Оп. 1. Д.
[26] ГАНИИО. Ф. 1. Оп. 1. Д.
Автор: Шуранова Елена Николаевна, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России
Кемеровского государственного университета.
E-mail: stsen@mail.ru