Родионов А. И.
(Томский государственный
архитектурно-строительный университет)
Деятельность
театра рабочей молодежи Восточной Сибири
в годы первых пятилеток
В
дореволюционной царской России начала ХХ в. на обширной территории Сибири
основной культурной силой являлись преимущественно лишь политические ссыльные.
Начало
развитию массовой культуры в условиях Советской России после победы большевиков
в
Начавшаяся в годы первых пятилеток социалистическая
индустриализация и переустройство сельского хозяйства в целом по стране и, в
частности, на территории Восточной Сибири не могли быть осуществлены без последовательной
ликвидации культурной отсталости населения. Инициаторами движения за
осуществление культурных мероприятий в городах и селах данного региона
выступали комсомольские организации. Под их руководством и непосредственном
участии осуществлялась работа кружков художественной самодеятельности,
агитбригад, театров рабочей молодежи.
Первый молодежный коллектив актеров театра рабочей
молодежи (ТРАМ) в Восточной Сибири был образован по инициативе комсомольцев из
членов драматических кружков городов Иркутска, Красноярска, Читы. Только в
В начале первой пятилетки состав молодежного театра
насчитывал 43 человека, из них 30 комсомольцев. В 1929-30-х годах они побывали
с концертами в воинских частях особой Дальневосточной армии (ОДВА) во время
конфликта на КВЖД, поднимая боевой и моральный дух красноармейцев перед боями;
принимали участие в проведении текущих хозяйственно-политических компаний. Из
репертуара театрального молодежного коллектива большим успехом пользовались
такие подготовленные им пьесы как «Бузливая когорта», «Зови фабком», «Ударник»,
проведя в общей сложности 43 постановки, охватив 32 тыс. человек2.
С осени
Большая помощь молодежным театрам была оказана
Черемховским угольным копям. Два месяца провел коллектив «трамовцев» среди
шахтеров, борясь вместе с ними за повышение производительности труда в забоях,
увеличение добычи угля сверх плана. Давая высокую оценку деятельности театра,
горняки Гришевского рудника, например, заявили следующее: «В ответ на
проделанную ТРАМом работу, создаем новые ударные бригады, одну из них и забой,
в котором она будет работать, назовем именем Восточно-Сибирского краевого
ТРАМа»3.
Бригады театра принимали участие в борьбе за
коллективизацию на селе, помогая крестьянам своим искусством разоблачать
кулацкую агитацию против вступления их в колхозы, организовывая батрацкую и
середняцкую молодежь в драмкружки. «Трамовцы» были инициаторами в организации
воскресников по уборке колхозных хлебов, закладке силосных ям, проведении
подписки на заем. Уезжая из села, они оставляли после себя подготовленных с их
помощью организаторов культурно-массовой работы среди крестьян.
Деятельность театра молодежи находила широкую
поддержку со стороны крайкома ВЛКСМ. В конце
В середине мая
За годы второй пятилетки ТРАМ постоянно увеличивал
свои творческие силы, совершенствуя театральное мастерство. В июле
Таким образом, используя различные формы
культурно-классовой работы, комсомольцы и несоюзная молодежь с помощью
искусства выступали инициаторами патриотических настроений в борьбе за
повышение производительности труда на железно-дорожном транспорте, заводах,
лесозаготовок, в угольной, золотодобывающей промышленности, сельском хозяйстве,
способствуя своим вкладом в культуру, индустриальному развитию и могущественному
росту, как своего края, так и многонационально государства в целом, с гордым
именем – СССР.
1. Молодой рабочий. 1928. 11 апр.
2. Власть труда (Иркутск). 1930. 25 июня.
3.
ПАИО. Ф. 158. Оп. 1. Д.
4.
ЦА ВЛКСМ. Ф. 1. Оп. 17. Д.
5.
Восточно-Сибирский комсомолец. 1931. 15 мая; ПАИО. Ф.
123. Оп. 1. Д.
6. Восточно-Сибирский комсомолец. 1935. 8 авг.
Report is devoted to activity of
theatre of working youth within realization of Cultural Revolution in
Автор: Родионов Анатолий Иванович, доцент кафедры истории России и политологии Томского государственного архитектурно – строительного университета, кандидат исторических наук,