Т.А. Гурченок
(Томский государственный архитектурно-строительный университет)
Язык – это механизм
структурирования и актуализации бытия. Центром этого процесса выступает человек
с его способностью оригинально воспринимать мир (менталитетом), реагировать
только на то в вечно меняющемся фоне событий, что кажется ему особенно важным.
Язык есть среда и пространство исторического бытия, подобно тому
как природа – биологическая среда и пространство существования людей и
животных. Если природную среду мы разделяем с животными, то язык человека – это
мир, созданный искусственно, мир, имеющий уже прошлое, настоящее и будущее.
Язык – это вторая подлинность человека, бытие, в котором и происходит осознание
себя и своего взаимодействия с обществом и природой. В языке проявляется
ментальность, особость любой личности и общества. Так, выражение: «Я тебе
русским языком сказал», на первый взгляд поражает тавтологией. Но речь
идет не о языке как таковом, а именно о
ментальной характеристике русского языка – простоте, ясности, краткости, в
отличии, например, от восточных языков, склонных к гиперболам, метафорам,
завуалированности.
Язык
связан и с ритмом жизни человека и этноса, с интонацией звуковых модуляций,
тембром и т.д. Каждый человек и этнос в соответствие со своими ментальными
доминантами выбирает тот диапазон звуковых и ритмических феноменов, к которому
он предрасположен биологически и исторически. Именно через голос происходит
первое противопоставление человека и мира, происходит отторжение созданного и
созидающего (первый крик ребенка). Метафизические варианты слова, как звучания
(диапазон), выступают как граница
существования в предметном мире и позволяют отмечать (маркировать) особость,
свое отчуждение от других типов звучания. Исследователи отмечают, что наиболее
яркие образы, создаваемые с помощью речи, возникают с помощью слов,
обозначающих звуки, издаваемые животными и природными стихиями. По их мнению,
это явление можно объяснить близостью человека к животным и природе1. Дифференциация звуков, производимых
животными в их смысловом значении, мало вариативна, например, мурлыкает кот,
лает собака. Через речь человека оцениваются его коммуникативные качества
человека и сама мера человечности в человеке. Звучание не живого менее
антропоморфично, поэтому нет необходимости в его резком ограничении.
Свойство
«говорить» характеризует только разум, которому имманентно присуще строгая
понятийная ясность, логика организации,
система. Душа же, напротив, ярко эмотивна, эмпатична, и ее действия
всегда означают отклонения от нормальной логической коммуникации: «душа пела,
стонала, кричала» и т.д. Это интуитивное ведение, где душа и сердце -
объединяющие начала, всепроникающая сущность бытия человека. Звучание человеческой
речи характеризуется через метафизические константы всех сфер бытия, оставаясь
при этом нормой для восприятия любого звучания. В звучании каждого народа
имеются ключевые доминантные слова, чье смысловое значение определяет границы
существования народа как во временном, так и в
пространственном измерении. К таким ключевым словам у русских относятся слова «мир», «добро» и «правда».
Каждое из этих слов полисемантично. Не следует забывать, что при раздроблении
уменьшается присутствие целого в части, отдаляя часть от целого, и в то же
время в каждом ином значении частного присутствует целое. Полный образ или идея
всего целого, память о нем, реминисценция истинно сущего и возможность
вернуться к ней идее и целостности из любой точки пространства и времени. 2
Рассмотрим
семантику слова «мир». Первое впечатление, что слово «мир» характеризует некий
пространственно – временной континиум и
нахождение субъектов в пространстве и временном хронотопе. Но основой этого
слова является связь и упорядоченность структур как ландшафтного
так и психологического характера, своеобразное структурирование мира в
интенционально-заданном значении покоя, основательности, развития.
Субъектно-предметное отношение личности русского человека и этого слова входит
в доминанту ментальных образов русского
этноса. Оно основывается на субъективно воспринимаемой равноценности «мира» и «субъекта», который видит себя в
мире, узнавая раньше всякого знания, что только мир и он равноценны. Это родство сущностей, происхождения, слитности
существования и экзистенциональных координат. Мир – это мерило бытия субъекта и
его маркер, но в то же время «мир» - это чуждое человеку начало. Это
противоречие хорошо зафиксировано в христианских философских построениях – «не
любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей»3 то же «мир оставляю вам, мир Мой даю
вам; не так как мир дает»4.
В чем здесь различие между семантическими толкованиями слова
«мир», какие связи субъективного и, следовательно, объективного бытия заложены
в сущности рефлексирования этого слова? С незапамятных времен
русский народ различал два значения слова «мир»: «мир» - космос, и «мир» -
спокойствие, тишина; с XII века появилось
третье значение – социум. По частоте употребления слово «мир»
входит в сотню самых употребляемых слов русского языка (из двухсот тысяч слов)5.
Этимологически «мир» восходит к индоевропейскому слову «mei» - «связывать».
Именно связи отдельного человека и социумов, и пространственно ландшафтного
континуума соединяют мир, космос, человека
воедино, иначе грядет отчуждение, непонимание, забвение, смерть. Таким
образом, общество нашло ключевое слово, телесную форму всеобщей связи.
Противоречие, о котором сказано выше, также объясняется из реального
противоречия – мир, который нас окружает, его пространственно – временные
координаты искажены, на что неоднократно указывает Библия, а другой мир,
дарованный нам свыше, несущий покой и радость, находится вне нашей
субъективности, по ту сторону предопределенности. В слове «мир», в семантике
которого лежит значение связи, целостности, покоя и радости как бы отражает
былое совершенство единого неделимого существования с космосом, с Создателем.
Но, не обладая возможностью реального
объединения, оно напоминает нам о былом совершенстве и посюстороннем
несовершенстве. Общеизвестно, что самое большое количество пословиц включает
слово «мир»: «на что мире зинет, то и гинет», как мир, так и я», «на миру и смерть красна», «в мире
жить – с миром жить» и т.д. В будущем предвосхищается завершение этого
несовершенства, соединения сначала
незаконченного, немногочисленного (мир – как сельская община, мир искусства,
мир религии) в единое. Это перекликается с библейским: «Никто не
обольщай самого себя. Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот
будь безумным, чтобы быть мудрым. Ибо мудрость мира сего есть безумие перед
Богом»6
Таким
образом, универсальный алгоритм смысловой символики слова «мир» несет в себе не
только реализованный потенциал осмысления разрушенного целого космоса и
человека в нем, но и скрытую потенцию созидания, воссоединения. Основной идеей
воссоединения является любовь, а ее внешние количественные, объективированные
черты предстают в образе триединства, сочетающие в себе целостность единого и
многого. Принцип триединства утверждает, прежде всего, специфичность,
оригинальность основных граней бытия – материальность, духовность и душевность.
Троичность космоса явно просматривается в особенностях физики, биологии,
социологии. Творческая сущность человека раскрывается в формах общения, труда и
языке. Если в общении мы формируем социальную среду своего обитания, в труде
показываем свое отношение к внешнему миру, одновременно частично преображая и
внутреннюю природу человека – вторая ступень преображения, то язык является
наиболее тождественным отношением субъекта и объекта, в буквальном смысле
созидая культуру. Мир слова раскрывается как мир культуры и наоборот.
Онтологическая субстанциональность символической сущности языка в структуре
мироздания становится феноменом выражения символической сущности человека.
Человек – это тоже символ, сгусток виртуальной и материализованной энергии, эксплицированный
в ткань бытия природы. Слово – это соединение вещественных, материальных энергий и психически – имманентных эманаций
человеческой души, проходит процесс узнавания внутренней сути своей
деятельности, для чего оно самоидентифицируется с эмпирическими формами
наличной действительности, реальности телесных воплощений и
возвращаясь к своей сущности, углубляет процесс самопознания, расширяя
смысловой поле ментальности. Конечно, важнейшим применением всех рефлексий и
семантики является личность, живущая в поле определенной ментальности. Человек,
находящийся в символическом мире языка, слова, со своими аксиологическими
акцентуациями, задающими ориентиры личностных предпочтений и смыслов, является
центром ментальных характеристик общества. Так, нарастающая от XIX к XX веку
прагматическая (цивилизационная) компонента в ментальном ядре русского народа
одновременно приводит в движение и оценочную направленность
символико-смыслового текста языка.
Актуализация периферийности, удаление от центра смысловых композиций
языков отражает поляризацию общества,
процесс его раздробления. Наоборот, в процессе консолидации,
единения, созидания социума появляется акцентуация на единые
центрально-смысловые символы – «мир», «семья», «Бог», «труд» и т.д.
Так как ценностные основы ментальных
установок русского этноса не раз претерпевало изменения, то каждый раз переход
к новой парадигме смысловых установок сопровождался признанием относительности
высших смысловых установок ментального ядра русской культуры. Трансформация нравственной
мотивации слова и изменение их концептуальной наполненности многих ключевых
слов ментальной доминанты русского
этноса свидетельствует и о ментальных сдвигах, об изменениях в сфере
самосознания. Особенно наглядны эти изменения в трех словах – «мир», «человек»,
«общество». Очевидно, именно эти связи подверглись в XX веке наибольшей
трансформации. Тенденция изменения языкового описания картины мира русским
этносом отражает трансформацию его духовно – аксиологического потенциала.
Духовные символы прошедших эпох, запечатленные в слове, нуждаются в дополнении,
раскрытии их ментальной сущности на новой основе. Отсутствие дополнений ведет к
нарушению единого лексико-семантического образа языка как моделирующей основы
русского менталитета.
Таким
образом, краткое исследование изменения ментальных доминант языка русского
этноса позволяет сделать вывод о наличии
устойчивого парадигмального ядра, включающего
определенное количество ключевых слов, чье семантическое поле постоянно
усложняется, требуя дополнительных смыслов, адекватно отражающих трансформацию
самого этноса.
Литература
1Мешанкина Н.А. Язык о языке: метафора звучания человеческой речи // Православие и Россия: прошлое, настоящее, будущее. Томск. Изд-во НТЛ. 1998. С. 209.
2Бибихин В.В. Язык философии. М. Изд-во Прогресс. 1993. С. 16.
3Иоанн, 2:15.
4Иоанн 14:27.
5Макавчик Н.В. Слово «мир»: семантика и контекст // Православие и Россия: прошлое, настоящее и будущее. Томск. Изд-во НТЛ. 1998. С. 209.
Руси. Ленинград, изд-во. 1986. С. 228.
61 Кор. 3:18.
Language is a basis
of mentality of the people. In language the features of formation and
functioning этноса are located.
Russian reflects essence of ethnos mentality Russian. A key word of ethnos
characteristic Russian is the world.
Автор - Гурченок Татьяна Алексеевна, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России и политологии Томского государственного архитектурно-строительного университета (ТГАСУ)