На главную
страницу сайта
Кривоногов В.П.
г.
Красноярск, КГПУ им. В.П. Астафьева
Принято считать, что этнографические исследования главной целью ставят реконструкцию прошлого народов, особенно тех, которые не имеют письменной истории. Несомненно, это направление – одно из основных в этнографии, но далеко не единственное. Наряду с изучением этногенеза, реконструкцией древних этапов этнической истории разных народов весьма важными являются попытки заглянуть в будущее современных этносов. Особенно это интересно для малочисленных народов Сибири, которые уже в силу своей малочисленности имеют весьма неясные перспективы дальнейшего существования. Главная проблема здесь – возможно ли само существование этих народов в дальнейшем или им грозит слияние с более крупными этносами. Говоря о будущем, мы имеем в виду, конечно, ближайшие 20–30 лет. Заглянуть дальше вряд ли вообще возможно, так как более отдаленное будущее в принципе непредсказуемо – оно зависит от многих политических, экономических, социальных условий, которые, в свою очередь, во многом труднопрогнозируемы.
Исследования, проведенные нами среди коренных малочисленных народов Средней Сибири, дали материалы, которые, на наш взгляд, с большей или меньшей вероятностью позволяют строить прогнозы этнического развития на ближайшее будущее.
Одним из способов заглянуть в будущее может стать изучение этнических характеристик детской возрастной группы (в данном исследовании – группы до 10 лет). Подразумевается, что по мере естественной смены поколений, то есть через 2–3 десятилетия, этнические характеристики этой возрастной группы станут общими для всего этноса.
В ходе этнографических экспедиций 1985–2006 годов нами был применен метод массового опроса коренного населения Средней Сибири по специальному опросному листу. Опросом были охвачены 100 % (или близко к 100 %) нганасан, энцев, кетов, тофаларов, чулымцев, проживающих в пределах основной этнической территории, кроме того, по 25 % долган, енисейских ненцев и западных эвенков. По разработанной нами методике опросные листы составлялись не только на взрослых, но и на детей (со слов родителей). Детский вариант опросного листа по сравнению с взрослым был значительно сокращен – из него были исключены вопросы, требующие личного ответа опрашиваемого, а также те, которые требуют компетенции взрослого человека. Тем не менее и в укороченном варианте остались важнейшие вопросы, во многом характеризующих этническую ситуацию в детской возрастной группе.
Кроме того, применялся метод интервальных исследований, позволяющий проследить динамику происходящих в исследуемой возрастной группе изменений. Нами использован 10-летний интервал исследований. В 1980-е годы были произведены исследования среди тофаларов (1985) и чулымцев (1986), в 1990-е годы – среди кетов (1991), энцев (1992), енисейских ненцев (1993), долган (1993–1994), нганасан (1993–1994), повторно – среди тофаларов (1995) и чулымцев (1996), а также среди западных эвенков (в пределах Красноярского края, 1997). В 2000-е годы прошли повторные исследования среди кетов (2001), энцев (2002), ненцев (2002), долган (2003–2004), нганасан (2003–2004), и уже в третий раз среди тофаларов (2005) и чулымцев (2006). Таким образом, среди чулымцев и тофаларов исследование проведено трижды, среди эвенков – один раз, среди остальных народов – дважды. Результаты этих исследований освещены в нескольких монографиях и десятках статей [1]. Однако для данной публикации возьмем только результаты 1990-х и 2000-х годов, так как более ранние касаются лишь двух народов из восьми. Получается, что лишь для эвенков мы не имеем сравнительного материала по интервальным исследованиям, а у остальных народов можно сопоставлять данные на разные даты с интервалом в 10 лет.
Какие этнические характеристики являются наиболее важными и в то же время могут быть выяснены и для детей?
Как показал тридцатилетний опыт работы, такими характеристиками этносов являются: а) степень владения и использования языка своей национальности и б) степень распространения национально-смешанных браков и его последствия – уровня метисации, то есть нарастания доли лиц национально-смешанного происхождения (метисов) в составе этноса. Обе эти характеристики имеются в «детском» варианте опросного листа. Детские опросные листы составлялись со слов их родителей. При изучении языковой ситуации среди детей возникает вопрос о тех из них, чей возраст исчисляется не годами, а месяцами или даже днями. Чтобы не исключать и эту категорию детей, родителям было предложено определить их языковую компетенцию на перспективу, то есть какой язык, по мнению родителей, станет для них родным, какие языки они будут (или не будут) знать и в какой степени будут владеть ими. Особенно легко было ответить на этот вопрос родителям, у которых уже были старшие дети, и их языковая компетенция проецировалась на младших детей, еще не начавших разговаривать. Насколько достоверна такая оценка родителей, легко проверяется при повторном исследовании 10 лет спустя, и наши данные говорят о том, что оценка родителей десять лет назад была вполне объективной. Обратимся к показателям по родному языку перечисленных народов (табл. 1).
Таблица 1
Народы |
1990-е годы |
2000-е годы |
||||
язык своей
нац-ти |
язык своей
нац-ти и русский |
русский и др. языки*** |
язык своей
нац-ти |
язык своей
нац-ти и русский |
русский и др. языки |
|
Ненцы* Долганы Нганасаны Энцы Эвенки** Кеты Тофалары Чулымцы |
60,3 32,2 3,7 10,4 2,3 2,6 0 0 |
2,4 5,0 1,8 0 3,8 2,2 0 0 |
37,3 62,8 94,5 89,6 93,9 95,2 100 100 |
45,9 11,4 0 0 – 0 0 0 |
5,3 14,2 2,9 0 – 0 0,7 0 |
48,8 74,4 97,1 100 – 100 99,3 100 |
*здесь и далее только восточные, енисейские ненцы
**здесь и далее только западные эвенки
***здесь и далее «другие» – небольшое количество ненцев, знающих энецкий язык, эвенков – знающих якутский и долганский, кетов – знающих селькупский и эвенкийский, нганасан – знающих долганский, энцев – знающих ненецкий
Анализ таблицы показывает, что у шести из восьми народов показатель упал практически до нуля. Лишь ненцы и долганы пока что избегли этой участи, причем у долган показатели весьма низкие и за 10 лет снизились еще, у ненцев раньше ненецкий язык занимал более прочные позиции, а сейчас установилось своего рода равновесие между двумя языками. Уточняют языковую ситуацию показатели степени владения языком своей национальности, которые вполне подтверждают только что сделанные выводы (табл. 2).
Частота использования языка своей национальности, как правило, ниже, чем показатели по родному языку, то есть даже те, кто знает свой язык, используют его редко. И это вполне подтверждает таблица 3 об основном разговорном языке.
Таблица 2
|
1990-е годы |
2000-е годы |
|||||
владеют свободно |
владеют частично |
не владеют |
владеют свободно |
владеют частично |
не владеют |
||
Ненцы Долганы Нганасаны Энцы Эвенки Кеты Тофалары Чулымцы |
58,7 24,4 5,2 6,2 3,8 1,3 0 0 |
20,7 41,7 23,0 27,1 23,0 29,6 6,3 6,5 |
20,6 33,9 71,8 66,7 73,2 69,1 93,7 93,5 |
50,7 22,4 1,5 0 – 0 0 0 |
13,1 32,7 16,0 3,8 – 4,2 2,1 0,9 |
36,2 44,9 82,5 96,2 – 95,8 97,9 99,1 |
Таблица 3
|
1990-е годы |
2000-е годы |
|||||
язык своей
нац-ти |
язык своей
нац-ти и русский |
русский и др. языки |
язык своей
нац-ти |
язык своей
нац-ти и русский |
русский и др. языки |
||
Ненцы Долганы Нганасаны Энцы Эвенки Кеты Тофалары Чулымцы |
48,8 11,1 0 6,3 0,4 0 0 0 |
15,9 17,2 1,9 6,3 3,4 2,2 0 0 |
35,3 71,7 98,1 89,6 96,2 97,8 100 100 |
41,6 7,1 0 0 – 0 0 0 |
8,2 17,8 2,2 0 – 0 0 0,9 |
50,2 75,1 97,8 100 – 100 100 99,1 |
Эти результаты указывают на то, что дети чулымцев, тофаларов, кетов, эвенков, энцев и нганасан практически перестали использовать языки своих национальностей в общении, у долган лишь один из четверых пользуется родным языком, лишь у ненцев показатели выше – пользуется ненецким языком половина детей.
Использование языка своей национальности и русского в разных ситуациях демонстрируют на дату последних для каждого народа исследований таблицы 4, 5 и 6
Таблица 4
|
Язык своей |
Язык своей нац-ти и русский |
Русский и др. языки |
|
Ненцы Долганы Нганасаны Энцы Эвенки Кеты Тофалары Чулымцы |
37,9 12,5 0 0 0,4 0 0 0 |
18,9 18,9 6,6 0 21,6 2,9 0,7 0,9 |
43,2 68,6 93,4 100 78,0 97,1 99,3 99,1 |
Таблица 5
|
Язык своей нац-ти |
Язык своей нац-ти и русский |
Русский и др. языки |
|
Ненцы Долганы Нганасаны Энцы Эвенки Кеты Тофалары Чулымцы |
35,8 12,2 0 0 0 0 0 0 |
19,5 8,6 2,1 0 1,6 0 0 0 |
44,7 79,2 97,9 100 98,4 100 100 100 |
Таблица 6
|
Язык своей нац-ти |
Язык своей нац-ти и русский |
Русский и др. языки |
|
Ненцы Долганы Нганасаны Энцы Эвенки Кеты Тофалары Чулымцы |
33,3 10,6 0 0 0 0 0 0 |
14,7 7,8 1,0 0 1,0 0 0 0 |
52,0 81,6 99,0 100 99,0 100 100 100 |
Как видим, лишь небольшая часть детей ненцев и долган используют язык своих национальностей в общении внутри семьи, у остальных народов языковая ассимиляция в детской возрастной группе практически завершилась.
Обратимся к второму показателю, имеющему важное значение в этническом развитии сибирских этносов. Имеется в виду степень межнационального и межрасового смешения, о котором говорят данные генеалогий детей, записанные со слов родителей. Дети смешанного происхождения составили половину у ненцев, две трети у долган и подавляющее большинство у остальных народов. Здесь также заметна разница между двумя группами этносов – долганами и ненцами с одной стороны, всеми остальными – с другой. Заметно меняется расовый облик, нарастает число детей с европеоидной примесью (табл. 7), их доля превышает 90 % у чулымцев и тофаларов, составляет три четверти у кетов и энцев, более половины у эвенков, свыше 40 % у нганасан и долган, почти треть у ненцев. Более подробно данные о европеоидном компоненте представлены в таблице 8.
Таблица 7
|
1990-е годы |
2000-е годы |
||||||
1* |
2* |
3* |
4* |
1* |
2* |
3* |
4* |
|
Ненцы Долганы Нганасаны Энцы Эвенки Кеты Тофалары Чулымцы |
63,1 41,4 14,8 0 34,9 12,2 14,4 18,5 |
13,5 18,7 44,8 52,1 9,6 21,3 1,9 2,8 |
7,5 11,9 15,9 39,6 11,5 26,1 20,6 0 |
15,9 28,0 24,5 8,3 44,0 40,4 63,1 78,7 |
51,7 32,0 19,0 0 – 7,1 7,2 1,8 |
17,9 25,3 40,8 23,1 – 17,0 0,7 0 |
11,1 11,4 26,3 73,1 – 34,0 32,4 1,8 |
19,3 31,3 13,9 3,8 – 41,9 59,7 96,4 |
* 1 – чистокровные; 2 – смешанные с народами Севера и др. монголоидными народами; 3 – смешанные как с монголоидными, так и с европеоидными народами; 4 – смешанные с русскими и другими европеоидными народами
Таблица 8
|
1990-е годы |
2000-е годы |
||||||
1* |
2* |
3* |
4* |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Ненцы Долганы Нганасаны Энцы Эвенки Кеты Тофалары Чулымцы |
76,6 60,0 60,2 52,1 44,4 33,5 16,3 21,3 |
4,0 14,1 8,5 18,7 10,4 10,0 30,6 36,1 |
16,6 23,6 30,6 29,2 35,6 36,5 28,1 34,3 |
2,8 2,3 0,7 0 9,6 20,0 25,0 8,3 |
69,5 57,3 59,9 23,1 – 24,1 7,2 1,8 |
8,7 26,7 15,3 42,3 – 24,8 34,5 27,0 |
20,8 13,2 19,0 19,2 – 27,0 19,4 35,1 |
1,0 2,8 5,8 15,4 – 24,1 38,9 36,1 |
* 1 – нет европеоидного компонента; 2 – доля европеоидного компонента менее 1/2; 3–1/2 европеоидного компонента; 4 – доля европеоидного компонента более 1/2
Эти данные говорят о далеко зашедших процессах межэтнического смешения, когда генетический тип большинства этносов изменился самым коренным образом, и дети не только не говорят на языках своих предков, но и внешне существенно от них отличаются. Особенно радикально изменился расовый облик чулымцев, тофаларов, энцев и кетов, да и у остальных народов изменения существенны. А динамика изменений вообще позволяет сделать вывод о том, что в самом скором времени антропологический облик у исследуемых народов станет совершенно иным, они все станут метисами. Эти показатели имеют прямую связь с абсолютной численностью этносов – наименьшее смешение наблюдается у самых крупных этносов – ненцев и долган. Чем меньше народ – тем больше смешение в браках.
Показатели по этническим характеристикам в разных поселках и территориальных группах шести народов – нганасан, энцев, эвенков, кетов, тофаларов и чулымцев – оказались примерно одинаковыми. Разница есть, но несущественная и непринципиальная. Совсем по-иному дело обстоит у ненцев и долган. Разные территориальные группы этих народов имеют значительные различия в этнических характеристиках. Среди ненцев различаются две группы с существенной разницей в показателях этнического развития. В одну группу входят кочевники-оленеводы, а также рыбаки и охотники, постоянно проживающие вне поселков на так называемых «рыбточках». Назовем эту группу ненцев «тундровики». Вторая группа – жители поселков и города Дудинки. Две эти группы примерно равны по численности, а о различиях в этнических процессах говорят таблицы 9 и 10.
Таблица 9
Территориальные группы |
Владеют ненецким языком свободно |
Владеют частично |
Не владеют |
Тундровики Жители поселков и городов |
100 14,4 |
0 22,9 |
0 62,7 |
Таблица 10
Территориальные группы |
Чистокровные |
Смешанные с монголоидными народами |
Смешанные с монголоид. и европеоид. народами |
Смешанные с европеоидными народами |
|
Тундровики Жители поселков и городов |
80,5 30,2 |
18,4 17,6 |
1,1 18,6 |
0 33,6 |
Эти данные указывают на то, что у оседлых ненцев этнические процессы идут практически так же, как и у более малочисленных народов – кетов, тофаларов и т. д. А более благополучные средние показатели являются таковыми только благодаря тундровикам, среди которых вообще незаметно каких-либо признаков ассимиляции. Таким образом, только кочевой образ жизни, либо изолированное существование на далеких рыболовецких угодьях позволяет части ненцев избегнуть ассимиляционных процессов, наблюдаемых у большинства остальных народов (кстати, в составе тофаларов, кетов, нганасан и др. практически не осталось оленеводов-кочевников, так что разница в показателях определяется не только абсолютной численностью этносов, но и типом хозяйства).
Среди долган можно выделить три территориальные группы, из которых две занимают крайние положения по этническим характеристикам, а третья – промежуточная. Первая –группа поселков, которые можно назвать «восточными», в нашей выборке к ним относятся Попигай и Новорыбное. Вторая группа – западная – включает город Дудинку и поселки, подчиненные Дудинской городской администрации (в выборке – Усть-Авам, Волочанка, Левинские Пески, Потапово). Промежуточная группа – условно говоря, «центральная» – в выборке это поселки Центрального Таймыра Хатанга, Жданиха, Новая и Хета. Покажем различия между тремя группами поселков по языковым показателям, а также по этнорасовому смешению.
Таблица 11
Территориальные группы |
Владеют долганским языком свободно |
Владеют |
Не владеют |
|
Восточные НП Центральные НП Западные НП |
66,7 11,3 1,0 |
29,3 45,3 22,0 |
4,0 43,4 77,0 |
Таблица 12
Территориальные группы |
Чистокровные |
Смешанные с монголоидными народами |
Смешанные с монголоид. и европеоид. народами |
Смешанные с европеоидными народами |
|
Восточные НП Центральные НП Западные НП |
48,0 32,1 20,0 |
24,0 20,7 31,0 |
9,3 6,6 18,0 |
18,7 40,6 31,0 |
Две крайние группы долган имеют весьма большие различия в этническом развитии, причем в западной группе показатели приблизились к положению у самых малочисленных народов. Чем обусловлены эти различия? Они определяются двумя показателями – национальным составом долганских поселков и наличием (или отсутствием) оленеводства. Раньше всего оленеводство исчезло в западных поселках, причем все западные поселки смешанные по национальному составу, в них долганы составляют половину или менее населения. В центральных поселках оленеводство исчезло позже, и эти поселки менее смешанные, долганы составляют в них большинство населения. Восточные поселки – почти целиком долганские по составу, и в трех из них сохранилось оленеводство, которым занимается часть населения. Кстати сказать, у остальных народов Средней Сибири, в отличие от долган, однонациональных поселков почти нет, а там, где они сохранились, в них проживает лишь небольшая часть этих народов.
Полученные этнические характеристики детских возрастных групп восьми народов Средней Сибири не оставляют сомнения в перспективе этнического развития в ближайшие десятилетия. Почти всем народам предстоит превратиться в группы русскоязычных метисов, и это будущее не за горами. К этому рубежу вплотную подошли чулымцы, тофалары, кеты, западные эвенки, энцы, нганасаны и западные долганы. Несколько отстают на пути к этой перспективе долганы Центрального Таймыра и поселковые ненцы. И лишь восточные долганы, особенно ненцы-тундровики, оленеводы и рыбаки, пока что сохраняют этническую специфику. Происшедшие с большинством коренных народов трансформационные изменения, по-видимому, уже необратимы, и приведенные по детским группам показатели станут общими для коренных народов через 20–30 лет. Главные условия сохранения этнической специфики – проживание в относительной изоляции от пришлого населения в однонациональных поселках, а также в тундре – на «рыбточках» и в оленеводческих бригадах, однако из восьми народов в этих условиях проживания оказались лишь часть ненцев и долган.
Олег Попой. Гутара, 1995
Лена Тихова с дочкой
Смешанные браки. Бадьева Евгения с
русским мужем
и детьми. Куян. Гарь
Смешанные браки. Якубович (Камилова) Елена Файзуллаевна с русским мужем и детьми. с. Двинка
Кривоногов В.П. Кеты на пороге III тысячелетия. Красноярск, 1998; Его же. Этнические процессы у малочисленных народов Средней Сибири. Красноярск, 1998; Его же. Западные эвенки на рубеже тысячелетий. Красноярск, 2001; Его же. Народы Таймыра: Современные этнические процессы. Красноярск, 2001; Его же. Кеты: десять лет спустя (1991–2001 гг.). Красноярск, 2003; Его же. Этнические последствия перехода кочевников-оленеводов к оседлости (на примере енисейских ненцев) // Этносоциальные процессы в Сибири. Вып. 4. Новосибирск, 2001; Его же. Этнодемографические процессы и метисация у энцев // Гуманитарные науки в Сибири. Вып. 3, Новосибирск, СО РАН. 2005; Его же. Этническая ситуация у коренных малочисленных народов Красноярского края // Енисейская провинция. Вып. 1. Красноярск, 2004; Его же. Народы Таймыра в начале XXI века. Красноярск, 2007; и др.