Главная страница
Томилов Н.А.
(г. Омск, Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского)
Сибирская культурная традиция и ее
место в Российской
и мировой цивилизациях
Актуальность изучения континентальных, провинциальных
(субконтинентальных), областных и других
видов историко-этнографических общностей как типа историко-культурных общностей
человечества сегодня усиливается с возрастанием роли культуры как основного
стабилизирующего и цементирующего начала общества. Мало того, многие ученые
фиксируют, что в современных условиях
бытия культура становится наиболее полноценной компонентой общества и от
нее, а не только от экономики, зависит будущее людей, человеческих коллективов
и всего человечества. В сегодняшней ситуации стремления к достижению высокого
приоритета духовности, интеллектуальности
культура все чаще определяет развитие общества, становится относительно
самостоятельной от экономики, хотя, конечно же, сохраняет свое место в обществе
и через связи «культура в экономике» и «экономика в культуре». Но даже если и
не соглашаться с такими утверждениями и
по-прежнему считать, что только от
решения экономических проблем зависит сохранение и устойчивое развитие
общества, благосостояние человечества, то все равно невозможно не видеть существенной
роли культуры в интеграционных процессах в современном мире.
Целью настоящего доклада является освещение проблемы
изучения сибирской цивилизации и ее сегодняшних и потенциальных возможностей в
процессах интеграции человечества и достижения устойчивого развития
человеческого сообщества. В данном случае проблема рассматривается с позиции
этнографической и отчасти культурологической наук, поэтому наше понимание
цивилизации солидаризируется с подходом тех ученых, которые воспринимают
цивилизацию в основном как синоним культуры в ее широком понимании. Центрально-системное
положение культуры в жизни человечества определяется тем, что культура – это не
просто природно-средовые, материальные, соционормативные и духовные ценности,
но прежде всего способ жизнедеятельности человечества и всех его отдельных
общностей. Культура пронизывает все сферы человеческой деятельности,
интегрированно и функционально связана с состоянием общества, его политикой,
экономикой и социальной сферой. Хотя, естественно, выделяются и специфические
сферы культуры: наука, образование, искусство, культурно-досуговая сфера и т.д.
В этом плане объектом изучения должно стать все культурное
поле Северной Азии и части Центральной Азии, совпадающей фактически с той
территорией, которая называется Сибирью и российским Дальним Востоком и
представляет собой обширный субконтинент (или провинцию) Евразии, протянувшийся
от Урала до Тихого океана. Сибирь входит
в территорию формирования древнейших культур человечества, в ее южных и
юго-восточных регионах возникали древние и средневековые государства. Перед
началом русской колонизации Сибирь испытывала на протяжении нескольких веков
влияние буддизма, ислама и отчасти христианства. Существенные сдвиги в
культурном поле Сибири происходили в период вхождения ее в Русское государство
и нахождения затем в составе Российской империи, Советского Союза, а сегодня в
Российской Федерации. В XX в. наблюдалось быстрое возрастание численности
населения Сибири, которая, по данным всесоюзной переписи населения 1989 г.,
составила тогда 28 млн. человек. Хотя прогнозировавшийся рост численности к началу
XXI в. до 35 млн. человек уже не произошел, тем не менее Сибирь сегодня
представляет собой довольно развитый, сильно урбанизированный ареал мировой
цивилизации, имеющий значительные культурные потенции.
Наряду с самобытными и довольно развитыми культурами
аборигенных народов Сибири здесь глубоко укоренилась культура многих групп
переселенцев и их потомков, в первую очередь русского народа. И уже, начиная
с периода общественного движения
областников (Г.Н. Потанин, Н.М. Ядринцев и др.), во второй половине XIX в.
обсуждалась проблема сибирской цивилизации и ее характеристик, а также проблема
складывания особого психологического и культурного типа сибиряка и т. д.
Издавна привлекала внимание исследователей и проблема культуры русских
сибиряков (составляют сегодня 80 % населения
Сибири), которая на протяжении более чем 420-летнего существования приобрела
особые, только ей присущие специфические
черты, и проблема культурного взаимодействия народов и национальных
групп Сибири, и проблема культурных связей и контактов Сибири с соседними
евроазиатскими и североамериканскими провинциями, и др. Архивные и накопленные
полевые (археологические, этнографические, фольклорные, археографические и др.)
материалы, данные и научные выводы, содержащиеся в многочисленных трудах
ученых, опубликованных в XVIII-XX вв., начавшиеся во второй половине XX в.
работы по изучению историко-культурных общностей Сибири,
хозяйственно-культурных типов, социокультурных комплексов (в том числе
этнографо-археологических комплексов средневековья, нового и новейшего времени)
позволят, видимо, в недалеком будущем развернуть полнокровные масштабные
комплексные исследования разных проблем сибирской цивилизации, которая нами
рассматривается прежде всего как интегрированная (азиатско-европейская) субкультура
российской цивилизации.
Приступив в середине 1970-х годов к изучению этнокультурной
и этнолингвистической дифференциации тюркских народов Западной и частично Южной
Сибири, нам пришлось выйти и на проблему классификации историко-культурных
общностей Сибири в целом, а среди них
особо историко-этнографических общностей, складывающихся на определенных территориях благодаря
взаимодействию ряда этносов и возникшей культурной общности. Мы предложили
употреблять общее понятие «историко-этнографическая общность» (в противовес
распространявшейся с конца 1940-х годов дефиниции «историко-этнографическая
область» и ввести деление таких общностей на континентальные,
субконтинентальные (провинциальные), областные, региональные и районные
историко-этнографические общности. Это помогло нам выделить тогда
Западносибирскую и Южносибирскую областные историко-этнографические общности, в составе последней - Саяно-Алтайскую и Южнозападносибирскую
региональные историко- этнографические общности, а также поставить вопрос о
существовании Сибирской (Северо-Азиатской) провинциальной
историко-этнографической общности. Разработки историко-культурных общностей
Сибири были осуществлены на основе изучения традиционно-бытового (народного)
слоя культуры. А с введением в объект изучения и профессиональной культуры
стала видна возможность постановки проблемы северо-азиатской и шире сибирской
цивилизации в рамках российской, европейской и мировой цивилизаций во
взаимодействии ее с восточными (азиатскими) цивилизациями. Собственно понятие
«сибирская цивилизация» во второй половине XX в. было в употреблении в устах
ряда ученых Сибири, в том числе оно встречается и в высказываниях таких
выдающихся ученых как академики А.П. Окладников, А.П. Деревянко и др.
С позиции
характеристики сибирской цивилизации (а к такой работе еще только предстоит
приступить) в ней можно выделить в качестве основных, наиболее общих следующие
черты: 1) полиэтничность культуры; 2) своеобразие
культуры, явившееся результатом прямого взаимодействия европейских и азиатских
культур (западной и восточной цивилизаций, а шире Запада и Востока); 3)
нахождение ее в качестве субкультуры в составе российской цивилизации, входящей
в свою очередь в европейскую цивилизацию
как ее субцивилизация. Особенностью полиэтичности культуры Сибири XIX- начала XXI в. является то, что здесь происходило взаимодействие и
интеграция культур не только аборигенных
народов, но и переселившихся на эту территорию национальных групп этносов
европейской части России, Белоруссии, Украины, Прибалтики, отчасти Западной
Европы (немцы, поляки, чехи, финны и др.), Кавказа, Средней Азии (включая
Казахстан), Центральной и Восточной Азии. Со второй характеристикой сибирской (а,
видимо, и всей российской) цивилизации, определившей ее существенное своеобразие, связано то, что во многом она
явилась результатом многовековой (судя по археологическим данным)
маргинальности культурного поля Запада и Востока, что позволило сегодня
определенному кругу ученых возрождать, безусловно, имеющую право на дальнейшую
разработку идею евразийского мировоззрения, евразийского пространства, в том
числе и евразийского культурного поля. Такого рода историко-культурные общности
существуют в мире повсюду как объективная реальность (например,
североамериканская, австралийская и т.д. общности).
Тем не менее по всем объективным данным природно-средовой,
материальной, духовной (включая языковую) и соционормативной культуры, а также
метаэтнокультурных установок сибиряков сибирская цивилизация является
субкультурой российской цивилизации, а вместе с последней входит в европейскую
(на современном этапе межконтинентальную) цивилизацию.
Сегодня можно часто услышать тезис о необходимости
интеграции России в Западную Европу, определяемой прежде всего как политической
интеграции. Но если рассматривать эту проблему со стороны культуры, то такой
проблемы фактически нет, т.к. культурная интеграция России и Западной Европы
происходила на протяжении всей истории русской культуры, начиная с эпохи
средневековья. Да, и в Сибири задолго еще до похода Ермака имело место
достаточно широкое распространение культурных явлений как русского, так и
западноевропейского происхождения. Необходимо решительнее снять заблуждение о
каком-то изоляционном существовании
культур всех сибирских народов. Отметим также, что мессианская роль русской (российской)
культуры проявлялась по отношению не только к сопредельным восточным и южным
странам, но и к странам Восточной, а
отчасти и Западной Европы (особенно в XVIII-XX вв.). Другое дело, как
воспринимают эту роль российской цивилизации в окружающем мире – в той же
Западной Европе, а также и в Азии,
Америке, Африке.
Особенности истории и современного состояния Сибири приводят
сегодня к усилению в этой провинции консолидационных процессов. Создана и
действует Межрегиональная ассоциация «Сибирское соглашение» (МАСС), а в ней
существует Координационный совет по культуре и по другим сферам экономической,
социальной и культурной деятельности МАСС. Имеются попытки создания единой
сибирской информационной сети, единого сибирского телевещания, общих печатных
органов. Ведутся разговоры о развитии сибирского киноискусства как наиболее
действенного средства культурного просвещения и влияния, о создании Научно-координационного
совета по теории и истории культуры Сибири и т.д. Во всесибирском масштабе
объединяется и общественность – с 2002 г. действует Общественное движение
«Сибирский народный собор». Все это
свидетельствует в конечном счете о тенденциях самоутверждения сибирской
цивилизации на современном этапе.
Сибирская
культура, функционируя на огромном территориальном пространстве, является очень
важным фактором сохранения российского культурного поля вокруг России.
Перспективы сохранения этого поля в бывших республиках СССР, а ныне независимых
государствах в Средней Азии (или по-другому в западной части Центральной Азии)
связаны с высоким интеллектуальным уровнем российской цивилизации, с ее
потенциальными возможностями перевода российского общества в состояние
постиндустриального общества и, как отмечают многие ученые, с интеграцией
России с другими странами СНГ путем новейших разработок в области высоких
технологий и внедрения их в систему экономического развития этих стран. Высокий
потенциальный уровень сибирского (западно-сибирского, восточно-сибирского, якутского
и дальневосточного) экономического
региона позволяет надеяться на его высокую роль в развитии процесса интеграции
России со странами Центральной Азии.
Более
того правомерна постановка задачи о скорейшей необходимости расширения
воздействия российской цивилизации на страны сопредельных территорий, а значит
о расширении российского культурного поля Евразии. Это естественное стремление,
оно имеет объективную основу и в исторических корнях, и в современном
геополитическом положении России и соседних с нею стран. Нет нейтральных
цивилизаций, как нет и нейтральных идеологий прогресса или идеологий
устойчивого развития современного мира. Существующие цивилизации и множество
субцивилизаций взаимодействуют друг с другом, расширяя поле взаимопонимания
человечества, тяги к сотрудничеству, но каждая из них стремится не только
сохранить, но и расширить свою нишу. Поэтому объективно нужно стремиться к
расширению своего культурного поля, иначе оно может быть сужено или даже
расколото. На примере распространения американской модели культуры в мире в
послевоенный период хорошо видна экспансивность американо-европейской
цивилизации, виден и объект экспансии: он имеет и политическое, и
экономическое, и этническое (либо полиэтническое, но все равно имеющее и
одномерное измерение) лицо. Необходимо учитывать и политические цели таких
экспансий. Сегодня, к сожалению, политика Запада по отношению к России
противоречива и сохраняет (во многом, может быть, и по инерции, а, может быть,
и нет) цели сужения роли России, увеличения раскола России -
поощряет процессы этносуверенизации (а значит и этнокультурной суверенизации) в
странах ближнего зарубежья, СНГ и в том числе в России (хотя в самих странах
Запада восхваляют ценности единой нации и единого государства), строит новые
союзы из стран - бывших республик СССР (использует
идеи единой Европы, единого мира тюркоязычных стран, единого Кавказа и т.д.),
не пускает Россию в Западную Европу и допускает другие действия. В связи с этим
некоторые отечественные ученые высказываются за отход России от
европоцентризма, вернее было бы сказать, от американо-европоцентризма.
Но, навряд ли последнее целесообразно и возможно.
Перед каждой цивилизацией (а значит и российской) и субцивилизацией (а значит и
сибирской) стоит проблема взаимодействия с другими системами культур,
восприятия иных культурных ценностей и часто переработки их на своей культурной
почве, интеграции их друг с другом в общемировую культуру. Не только
сохранение, не только расширение культурного поля своей цивилизации, но обязательно
необходимо впитывание иных культурных ценностей как важнейший фактор
функционирования всей человеческой цивилизации и шире всей антропосистемы
Земли, основанной "...на универсальном законе симметрично-ассимметричной
организации систем" (Ершова Г.Г., 1999). Этому соответствуют и новые
выдвигаемые приоритеты цивилизации с экологической чистотой и духовными
ценностями, связанными со стремлением людей к праведному (религиозному или
атеистическому, здесь это не имеет значения) образу жизни и к справедливому
обществу. Ряд ученых призывает создать в России и вокруг нее информационное
общество с евразийским лицом (Панарин С.А., 1996), и это в какой-то мере
возможно при условии не изоляции, а на основе взаимодействия западной и
восточной цивилизаций.
В
российской цивилизации, как и в любой другой, существует система культур. И в
связи с объективной необходимостью расширения и активизации культурного поля
России в условиях многополярности мира важным является задействовать каждую ее
составляющую, в том числе и сибирскую цивилизацию как отдельную субкультуру.
Через Сибирь Россия может расширять свое экономическое, культурное (в т.ч.
культурно-религиозное), правовое и информационное поле в странах Центральной и
Восточной Азии. Это прежде всего, но не только, т.к. в поле взаимодействия
сибирской цивилизации могут быть активнее включены страны Западной и Южной
Азии, а в перспективе и Северной Америки. Сегодня главное бремя российской (а
значит и ее части - сибирской) цивилизации - это
ответственность за мирное существование народов Евразии, за ее общее будущее.
Основное
направление действия сибирской цивилизации - это все же, как нам представляется,
юг и юго-восток. Хорошо, что в России есть не только мир христианской культуры,
но и мир культуры мусульманских народов (Сибирь, в частности, считается самой
северной провинцией исламской цивилизации). Это поможет избежать не только
конфронтации с мусульманскими странами, но и навести с ними более прочные мосты
культурного, экономического и политического сотрудничества. Также важно и то,
что в России есть мир буддизма, который тоже может способствовать евразийской
консолидации. Для укрепления позиций российской цивилизации нужно единое с
сопредельными странами экономическое, информационное, правовое и т.д. поле. А
для этого необходима функционирующая культурная историко-этнографическая
общность, которая и должна обеспечить коммуникабельность народов и гармонию
многонациональных культур. Относительно Сибири речь следует вести прежде всего
об укреплении и развитии ее культурных связей с народами Центральной Азии
(центрально-южные районы Сибири фактически и сами отчасти входят в территорию
Центральной Азии). И здесь главная роль принадлежит гуманитарным наукам -
истории, этнографии, археологии, культурологии, философии, филологии,
религиоведению и др.
Для
укрепления потенций сибирской цивилизации как субкультуры российской
цивилизации и для увеличения отдачи от нее имеются достаточно прочные основания
- это и мощная подпитка ее всей российской культурой и
всем российским обществом, и наличие в Сибири энергичного, хорошо
адаптированного к местной среде населения, и существование здесь большого
научно-технического потенциала, и факт огромных природных богатств (Сибирь и ее
отдельные регионы не зря называют порой кладовой мира), и относительная
социальная стабильность в большинстве регионов Сибири (а там, где она нарушена,
все равно есть условия для ее стабилизации), и т.д. Этнополитическая ситуация в
Сибири сегодня неоднозначна, но в целом наступило отрезвление от этницизма и
укрепляется гуманистическая идея в сознании сибиряков.
В
настоящее время в культуре Сибири по-прежнему остроту сохраняет проблема
интенсификации основ самобытности сибирской цивилизации - культур
народов и национальных групп. И здесь значительна роль ученых, прежде всего
гуманитариев. Большое значение имеет издающаяся 60-томная серия "Памятники
фольклора народов Сибири и Дальнего Востока" (главный редактор академик
А.П. Деревянко) и другие издания. Но не меньшую роль в процессах укрепления
сибирской цивилизации и ее значения в расширении российского культурного поля
могла бы сыграть подготовка учеными многотомной серии по истории культуры
Сибири. Потенциал сибирской культуры велик, и для ее изучения нужен
Научно-координационный совет по теории и истории культуры Сибири
межведомственного характера. В целом необходим мощный информационный рывок в
деле распространения знаний о сибирской культуре, а значит нужно всеобщее
этнографическое образование, развитие краеведения, разработка учебных курсов по
истории культуры Сибири и т.д. Особую важность представляет повышение
приоритетности науки, в том числе гуманитарных направлений, а среди последних
культурологического направления. Сегодня необходимость серьезной борьбы против
явлений шовинизма в ряде стран СНГ и так называемого ближнего зарубежья,
направленного против России и населяющих ее народов (в т.ч. и против народов
Сибири), необходимость объективного изучения и отражения процессов прошлого и
настоящего, прогнозирования процессов в будущем как в Сибири, так и в сопредельных
странах, приводит к мысли о том, что для этого в Сибири желательно было бы
создать научно-исследовательское учреждение по изучению народов Сибири и
сопредельных стран зарубежной Азии (отчасти такое изучение проводится), по
комплексному изучению самих этих стран и выявлению возможностей
функционирования единого культурного пространства в Северной и Центральной
Азии.
Автор: Томилов
Николай Аркадьевич, директор Омского филиала Объединенного института истории,
филологии и философии, директор Сибирского филиала Российского института
культурологии, заведующий кафедрой этнографии и музееведения Омского
государственного университета имени Ф.М. Достоевского, профессор, доктор
исторических наук.
E-mail tomilov@hist.omsu.omskreg.ru