Главная страница

Томилов Н.А.

(г. Омск, Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского)

Сибирская культурная традиция и ее место в Российской

и мировой цивилизациях

         Актуальность изучения континентальных, провинциальных (субконтинентальных),  областных и других видов историко-этнографических общностей как типа историко-культурных общностей человечества сегодня усиливается с возрастанием роли культуры как основного стабилизирующего и цементирующего начала общества. Мало того, многие ученые фиксируют, что в современных условиях   бытия культура становится наиболее полноценной компонентой общества и от нее, а не только от экономики, зависит будущее людей, человеческих коллективов и всего человечества. В сегодняшней ситуации стремления к достижению высокого приоритета  духовности, интеллектуальности культура все чаще определяет развитие общества, становится относительно самостоятельной от экономики, хотя, конечно же, сохраняет свое место в обществе и через связи «культура в экономике» и «экономика в культуре». Но даже если и не соглашаться  с такими утверждениями и по-прежнему  считать, что только от решения экономических проблем зависит сохранение и устойчивое развитие общества, благосостояние человечества, то все равно невозможно не видеть существенной роли культуры в интеграционных процессах в современном мире.

         Целью настоящего доклада является освещение проблемы изучения сибирской цивилизации и ее сегодняшних и потенциальных возможностей в процессах интеграции человечества и достижения устойчивого развития человеческого сообщества. В данном случае проблема рассматривается с позиции этнографической и отчасти культурологической наук, поэтому наше понимание цивилизации солидаризируется с подходом тех ученых, которые воспринимают цивилизацию в основном как синоним культуры в ее широком понимании. Центрально-системное положение культуры в жизни человечества определяется тем, что культура – это не просто природно-средовые, материальные, соционормативные и духовные ценности, но прежде всего способ жизнедеятельности человечества и всех его отдельных общностей. Культура пронизывает все сферы человеческой деятельности, интегрированно и функционально связана с состоянием общества, его политикой, экономикой и социальной сферой. Хотя, естественно, выделяются и специфические сферы культуры: наука, образование, искусство, культурно-досуговая сфера и т.д.

         В этом плане объектом изучения должно стать все культурное поле Северной Азии и части Центральной Азии, совпадающей фактически с той территорией, которая называется Сибирью и российским Дальним Востоком и представляет собой обширный субконтинент (или провинцию) Евразии, протянувшийся от Урала до Тихого океана. Сибирь  входит в территорию формирования древнейших культур человечества, в ее южных и юго-восточных регионах возникали древние и средневековые государства. Перед началом русской колонизации Сибирь испытывала на протяжении нескольких веков влияние буддизма, ислама и отчасти христианства. Существенные сдвиги в культурном поле Сибири происходили в период вхождения ее в Русское государство и нахождения затем в составе Российской империи, Советского Союза, а сегодня в Российской Федерации. В XX в. наблюдалось быстрое возрастание численности населения Сибири, которая, по данным всесоюзной переписи населения 1989 г., составила тогда 28 млн. человек. Хотя прогнозировавшийся рост численности к началу XXI в. до 35 млн. человек уже не произошел, тем не менее Сибирь сегодня представляет собой довольно развитый, сильно урбанизированный ареал мировой цивилизации, имеющий значительные культурные потенции.

         Наряду с самобытными и довольно развитыми культурами аборигенных народов Сибири здесь глубоко укоренилась культура многих групп переселенцев и их потомков, в первую очередь русского народа. И уже, начиная с  периода общественного движения областников (Г.Н. Потанин, Н.М. Ядринцев и др.), во второй половине XIX в. обсуждалась проблема сибирской цивилизации и ее характеристик, а также проблема складывания особого психологического и культурного типа сибиряка и т. д. Издавна привлекала внимание исследователей и проблема культуры русских сибиряков (составляют сегодня 80 % населения  Сибири), которая на протяжении более чем 420-летнего существования приобрела особые, только ей присущие специфические  черты, и проблема культурного взаимодействия народов и национальных групп Сибири, и проблема культурных связей и контактов Сибири с соседними евроазиатскими и североамериканскими провинциями, и др. Архивные и накопленные полевые (археологические, этнографические, фольклорные, археографические и др.) материалы, данные и научные выводы, содержащиеся в многочисленных трудах ученых, опубликованных в XVIII-XX вв., начавшиеся во второй половине XX в. работы по изучению историко-культурных общностей Сибири, хозяйственно-культурных типов, социокультурных комплексов (в том числе этнографо-археологических комплексов средневековья, нового и новейшего времени) позволят, видимо, в недалеком будущем развернуть полнокровные масштабные комплексные исследования разных проблем сибирской цивилизации, которая нами рассматривается прежде всего как интегрированная (азиатско-европейская) субкультура российской цивилизации.

         Приступив в середине 1970-х годов к изучению этнокультурной и этнолингвистической дифференциации тюркских народов Западной и частично Южной Сибири, нам пришлось выйти и на проблему классификации историко-культурных общностей Сибири в  целом, а среди них особо историко-этнографических общностей, складывающихся на  определенных территориях благодаря взаимодействию ряда этносов и возникшей культурной общности. Мы предложили употреблять общее понятие «историко-этнографическая общность» (в противовес распространявшейся с конца 1940-х годов дефиниции «историко-этнографическая область» и ввести деление таких общностей на континентальные, субконтинентальные (провинциальные), областные, региональные и районные историко-этнографические общности. Это помогло нам выделить тогда Западносибирскую и Южносибирскую областные историко-этнографические  общности, в составе последней  - Саяно-Алтайскую и Южнозападносибирскую региональные историко- этнографические общности, а также поставить вопрос о существовании Сибирской (Северо-Азиатской) провинциальной историко-этнографической общности. Разработки историко-культурных общностей Сибири были осуществлены на основе изучения традиционно-бытового (народного) слоя культуры. А с введением в объект изучения и профессиональной культуры стала видна возможность постановки проблемы северо-азиатской и шире сибирской цивилизации в рамках российской, европейской и мировой цивилизаций во взаимодействии ее с восточными (азиатскими) цивилизациями. Собственно понятие «сибирская цивилизация» во второй половине XX в. было в употреблении в устах ряда ученых Сибири, в том числе оно встречается и в высказываниях таких выдающихся ученых как академики А.П. Окладников, А.П. Деревянко и др.

          С позиции характеристики сибирской цивилизации (а к такой работе еще только предстоит приступить) в ней можно выделить в качестве основных, наиболее общих следующие черты: 1) полиэтничность культуры;  2) своеобразие культуры, явившееся результатом прямого взаимодействия европейских и азиатских культур (западной и восточной цивилизаций, а шире Запада и Востока); 3) нахождение ее в качестве субкультуры в составе российской цивилизации, входящей в свою очередь в европейскую цивилизацию   как ее субцивилизация. Особенностью полиэтичности культуры Сибири  XIX- начала XXI  в. является то, что здесь происходило взаимодействие и интеграция  культур не только аборигенных народов, но и переселившихся на эту территорию национальных групп этносов европейской части России, Белоруссии, Украины, Прибалтики, отчасти Западной Европы (немцы, поляки, чехи, финны и др.), Кавказа, Средней Азии (включая Казахстан), Центральной и Восточной Азии.  Со второй характеристикой сибирской (а, видимо, и всей российской) цивилизации, определившей ее существенное  своеобразие, связано то, что во многом она явилась результатом многовековой (судя по археологическим данным) маргинальности культурного поля Запада и Востока, что позволило сегодня определенному кругу ученых возрождать, безусловно, имеющую право на дальнейшую разработку идею евразийского мировоззрения, евразийского пространства, в том числе и евразийского культурного поля. Такого рода историко-культурные общности существуют в мире повсюду как объективная реальность (например, североамериканская, австралийская и т.д. общности).

         Тем не менее по всем объективным данным природно-средовой, материальной, духовной (включая языковую) и соционормативной культуры, а также метаэтнокультурных установок сибиряков сибирская цивилизация является субкультурой российской цивилизации, а вместе с последней входит в европейскую (на современном этапе межконтинентальную) цивилизацию.

         Сегодня можно часто услышать тезис о необходимости интеграции России в Западную Европу, определяемой прежде всего как политической интеграции. Но если рассматривать эту проблему со стороны культуры, то такой проблемы фактически нет, т.к. культурная интеграция России и Западной Европы происходила на протяжении всей истории русской культуры, начиная с эпохи средневековья. Да, и в Сибири задолго еще до похода Ермака имело место достаточно широкое распространение культурных явлений как русского, так и западноевропейского происхождения. Необходимо решительнее снять заблуждение о каком-то  изоляционном существовании культур всех сибирских народов. Отметим также, что мессианская роль русской (российской) культуры проявлялась по отношению не только к сопредельным восточным и южным странам, но и к странам  Восточной, а отчасти и Западной Европы (особенно в XVIII-XX вв.). Другое дело, как воспринимают эту роль российской цивилизации в окружающем мире – в той же Западной Европе, а также и  в Азии, Америке, Африке.

         Особенности истории и современного состояния Сибири приводят сегодня к усилению в этой провинции консолидационных процессов. Создана и действует Межрегиональная ассоциация «Сибирское соглашение» (МАСС), а в ней существует Координационный совет по культуре и по другим сферам экономической, социальной и культурной деятельности МАСС. Имеются попытки создания единой сибирской информационной сети, единого сибирского телевещания, общих печатных органов. Ведутся разговоры о развитии сибирского киноискусства как наиболее действенного средства культурного просвещения и влияния, о создании Научно-координационного совета по теории и истории культуры Сибири и т.д. Во всесибирском масштабе объединяется и общественность – с 2002 г. действует Общественное движение «Сибирский  народный собор». Все это свидетельствует в конечном счете о тенденциях самоутверждения сибирской цивилизации на современном этапе.

Сибирская культура, функционируя на огромном территориальном пространстве, является очень важным фактором сохранения российского культурного поля вокруг России. Перспективы сохранения этого поля в бывших республиках СССР, а ныне независимых государствах в Средней Азии (или по-другому в западной части Центральной Азии) связаны с высоким интеллектуальным уровнем российской цивилизации, с ее потенциальными возможностями перевода российского общества в состояние постиндустриального общества и, как отмечают многие ученые, с интеграцией России с другими странами СНГ путем новейших разработок в области высоких технологий и внедрения их в систему экономического развития этих стран. Высокий потенциальный уровень сибирского (западно-сибирского, восточно-сибирского, якутского и  дальневосточного) экономического региона позволяет надеяться на его высокую роль в развитии процесса интеграции России со странами Центральной Азии.

Более того правомерна постановка задачи о скорейшей необходимости расширения воздействия российской цивилизации на страны сопредельных территорий, а значит о расширении российского культурного поля Евразии. Это естественное стремление, оно имеет объективную основу и в исторических корнях, и в современном геополитическом положении России и соседних с нею стран. Нет нейтральных цивилизаций, как нет и нейтральных идеологий прогресса или идеологий устойчивого развития современного мира. Существующие цивилизации и множество субцивилизаций взаимодействуют друг с другом, расширяя поле взаимопонимания человечества, тяги к сотрудничеству, но каждая из них стремится не только сохранить, но и расширить свою нишу. Поэтому объективно нужно стремиться к расширению своего культурного поля, иначе оно может быть сужено или даже расколото. На примере распространения американской модели культуры в мире в послевоенный период хорошо видна экспансивность американо-европейской цивилизации, виден и объект экспансии: он имеет и политическое, и экономическое, и этническое (либо полиэтническое, но все равно имеющее и одномерное измерение) лицо. Необходимо учитывать и политические цели таких экспансий. Сегодня, к сожалению, политика Запада по отношению к России противоречива и сохраняет (во многом, может быть, и по инерции, а, может быть, и нет) цели сужения роли России, увеличения раскола России - поощряет процессы этносуверенизации (а значит и этнокультурной суверенизации) в странах ближнего зарубежья, СНГ и в том числе в России (хотя в самих странах Запада восхваляют ценности единой нации и единого государства), строит новые союзы из стран - бывших республик СССР (использует идеи единой Европы, единого мира тюркоязычных стран, единого Кавказа и т.д.), не пускает Россию в Западную Европу и допускает другие действия. В связи с этим некоторые отечественные ученые высказываются за отход России от европоцентризма, вернее было бы сказать, от американо-европоцентризма.

Но,  навряд ли последнее целесообразно и возможно. Перед каждой цивилизацией (а значит и российской) и субцивилизацией (а значит и сибирской) стоит проблема взаимодействия с другими системами культур, восприятия иных культурных ценностей и часто переработки их на своей культурной почве, интеграции их друг с другом в общемировую культуру. Не только сохранение, не только расширение культурного поля своей цивилизации, но обязательно необходимо впитывание иных культурных ценностей как важнейший фактор функционирования всей человеческой цивилизации и шире всей антропосистемы Земли, основанной "...на универсальном законе симметрично-ассимметричной организации систем" (Ершова Г.Г., 1999). Этому соответствуют и новые выдвигаемые приоритеты цивилизации с экологической чистотой и духовными ценностями, связанными со стремлением людей к праведному (религиозному или атеистическому, здесь это не имеет значения) образу жизни и к справедливому обществу. Ряд ученых призывает создать в России и вокруг нее информационное общество с евразийским лицом (Панарин С.А., 1996), и это в какой-то мере возможно при условии не изоляции, а на основе взаимодействия западной и восточной цивилизаций.

В российской цивилизации, как и в любой другой, существует система культур. И в связи с объективной необходимостью расширения и активизации культурного поля России в условиях многополярности мира важным является задействовать каждую ее составляющую, в том числе и сибирскую цивилизацию как отдельную субкультуру. Через Сибирь Россия может расширять свое экономическое, культурное (в т.ч. культурно-религиозное), правовое и информационное поле в странах Центральной и Восточной Азии. Это прежде всего, но не только, т.к. в поле взаимодействия сибирской цивилизации могут быть активнее включены страны Западной и Южной Азии, а в перспективе и Северной Америки. Сегодня главное бремя российской (а значит и ее части - сибирской) цивилизации - это ответственность за мирное существование народов Евразии, за ее общее будущее.

Основное направление действия сибирской цивилизации - это все же, как нам представляется, юг и юго-восток. Хорошо, что в России есть не только мир христианской культуры, но и мир культуры мусульманских народов (Сибирь, в частности, считается самой северной провинцией исламской цивилизации). Это поможет избежать не только конфронтации с мусульманскими странами, но и навести с ними более прочные мосты культурного, экономического и политического сотрудничества. Также важно и то, что в России есть мир буддизма, который тоже может способствовать евразийской консолидации. Для укрепления позиций российской цивилизации нужно единое с сопредельными странами экономическое, информационное, правовое и т.д. поле. А для этого необходима функционирующая культурная историко-этнографическая общность, которая и должна обеспечить коммуникабельность народов и гармонию многонациональных культур. Относительно Сибири речь следует вести прежде всего об укреплении и развитии ее культурных связей с народами Центральной Азии (центрально-южные районы Сибири фактически и сами отчасти входят в территорию Центральной Азии). И здесь главная роль принадлежит гуманитарным наукам - истории, этнографии, археологии, культурологии, философии, филологии, религиоведению и др.

Для укрепления потенций сибирской цивилизации как субкультуры российской цивилизации и для увеличения отдачи от нее имеются достаточно прочные основания - это и мощная подпитка ее всей российской культурой и всем российским обществом, и наличие в Сибири энергичного, хорошо адаптированного к местной среде населения, и существование здесь большого научно-технического потенциала, и факт огромных природных богатств (Сибирь и ее отдельные регионы не зря называют порой кладовой мира), и относительная социальная стабильность в большинстве регионов Сибири (а там, где она нарушена, все равно есть условия для ее стабилизации), и т.д. Этнополитическая ситуация в Сибири сегодня неоднозначна, но в целом наступило отрезвление от этницизма и укрепляется гуманистическая идея в сознании сибиряков.

В настоящее время в культуре Сибири по-прежнему остроту сохраняет проблема интенсификации основ самобытности сибирской цивилизации - культур народов и национальных групп. И здесь значительна роль ученых, прежде всего гуманитариев. Большое значение имеет издающаяся 60-томная серия "Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока" (главный редактор академик А.П. Деревянко) и другие издания. Но не меньшую роль в процессах укрепления сибирской цивилизации и ее значения в расширении российского культурного поля могла бы сыграть подготовка учеными многотомной серии по истории культуры Сибири. Потенциал сибирской культуры велик, и для ее изучения нужен Научно-координационный совет по теории и истории культуры Сибири межведомственного характера. В целом необходим мощный информационный рывок в деле распространения знаний о сибирской культуре, а значит нужно всеобщее этнографическое образование, развитие краеведения, разработка учебных курсов по истории культуры Сибири и т.д. Особую важность представляет повышение приоритетности науки, в том числе гуманитарных направлений, а среди последних культурологического направления. Сегодня необходимость серьезной борьбы против явлений шовинизма в ряде стран СНГ и так называемого ближнего зарубежья, направленного против России и населяющих ее народов (в т.ч. и против народов Сибири), необходимость объективного изучения и отражения процессов прошлого и настоящего, прогнозирования процессов в будущем как в Сибири, так и в сопредельных странах, приводит к мысли о том, что для этого в Сибири желательно было бы создать научно-исследовательское учреждение по изучению народов Сибири и сопредельных стран зарубежной Азии (отчасти такое изучение проводится), по комплексному изучению самих этих стран и выявлению возможностей функционирования единого культурного пространства в Северной и Центральной Азии.

 

Автор: Томилов Николай Аркадьевич, директор Омского филиала Объединенного института истории, филологии и философии, директор Сибирского филиала Российского института культурологии, заведующий кафедрой этнографии и музееведения Омского государственного университета имени Ф.М. Достоевского, профессор, доктор исторических наук.

E-mail  tomilov@hist.omsu.omskreg.ru

 

Hosted by uCoz