Главная страница

Кузенков А.С.

(г. Красноярск, Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева)

Взаимодействие полицейских органов с органами самоуправления кочевых инородцев на территории Приенисейского края в 20 –х гг. XIX века

 

Целью статьи является рассмотрение взаимодействия полицейских органов власти с органами самоуправления кочевых инородцев. Проблема взаимоотношений центральных органов власти с местным самоуправлением существовала всегда, и всегда она была очень болезненной. Россия многонациональная страна, в её состав входят сотни народов, народностей и племён и каждый из них имеет свои традиции, устои. Неизбежен процесс интеграции их в одно целое, но проведение этого принудительным порядком всегда приводило к кровопролитию. Поэтому после присоединения новых территорий администрация старалась не вмешиваться во внутреннюю жизнь местного населения. Убирались лишь наиболее варварские традиции (рабство, человеческие жертвоприношения и пр.). При всём при этом контроль за ними был постоянным и всеобъемлющим, и как только появлялись признаки кризиса (голод, болезни, попытка добиться независимости, притеснение богатыми и знатными соплеменниками рядовых членов рода и т. д.) происходило экстренное вмешательство.

Отсюда встаёт вопрос, насколько самостоятельными были органы самоуправления на территории Приенисейского края?

Как они взаимодействовали с контролирующими их полицейскими органами? Какова эффективность этого взаимодействия?

Почему был выбран именно этот временной отрезок? Этот  временной отрезок выбран по причине того, что предшествующее ему время было насыщено изменениями  в структуре управления Приенисейского края:  1802г. было создано МВД (Министерство внутренних дел); в 1811г. было выделено из него Министерство полиции, расформированное в 1819г.;  реформы управления в Сибири – М. М. Сперанского (1819 - 1822гг.).  Все эти события привнесли новое в структуру управления Приенисейского края и полицейских органов. И, прежде всего, следует отметить появление такого документа, как «Устав об управлении инородцев Сибири», который упорядочил и регламентировал вопросы, связанные с жизнедеятельностью инородных племён на территории Сибири.

Историография по данному вопросу делиться на три периода: дореволюционный (1), советский (2) и постсоветский (3).

В дореволюционной, а затем и в советской историографии . ставленный М. ии инородцев Сибири"ие такого документа, как "и? ия на территории Приенисейского края?

 инородцев. этот вопрос специально не рассматривался, лишь затрагивался в работах общего характера в контексте других вопросов. В постсоветской историографии интерес к этой теме присутствует лишь в краеведческих работах, и некоторые вопросы затрагиваются в работах общего характера.

Кроме того, имеется ряд источников и сборников документов (4).

Инородцы – это население Российской империи не русского происхождения, проживающие на территории Сибири.

Инородцы делятся на три разряда: Первый разряд – инородцы осёдлые, имеющие постоянное место жительства, занимающиеся хлебопашеством и живущие в деревнях и городах. Второй разряд – инородцы кочевые, проживают в определённых местах, и проводят сезонные перекочевки. Третий разряд – инородцы бродячие, постоянно кочующие с места на место отдельными родами и семействами и живущие охотой и рыболовством. 

         Осёдлые инородцы подчиняются волосному управлению. Кочевые инородцы имеют своё родовое управление. Бродячие инородцы не имеют никакого управления кроме семейного. Наиболее развито самоуправление у кочевых инородцев. Оно включает в себя три ступени управления: Родовая управа, Инородная управа и Степная дума каждая из которых решает свои вопросы и проблемы. Именно поэтому я и рассматриваю кочевых инородцев, так как они наиболее полно взаимодействовали с полицейскими органами.

Состав управления кочевых инородцев включает в себя:

         Частное управление по родам, и общее управление по улусам, по наслегам, по волостям и соединённым родам.

         В состав частного управления входят старейшины под именами дарунг, шуленг, аайсангов, родовых шайшей. Общее управление составляют начальники Тайши, Князец, улусный Голова, Тоен и Родовая управа.

         Во главе родовой управы стоит Начальник, избираемый  из числа старейшин или поверенных набираемых от родов.

         Как частные старшины, так и главные Начальники избираются на общем собрании Родовичей. Они утверждаются губернским управлением, и  могут быть сменены только по причине доказанных злоупотреблений.

Структура самоуправления кочевых инородцев:

Каждое стойбище или улус, в котором насчитывается не менее 15 семейств, имеет своё родовое управление. Стойбище или улус, менее 15 семейств объединяется с ближайшими поселениями. Родовое управление состоит из старосты и 1 – 2 помощников из почётных и лучших родовичей. Староста избирается или наследует это звание по обычаям. Каждому стойбищу присваивается навсегда особенное название, а если оно отсутствует, то называется по имени первого старосты. Родовое управление производит все дела «словесно», т. е. устно.

Несколько стойбищ или улусов одного рода подчиняются инородной управе. Она состоит из головы, 2 выборных и, если возможно завести письмоводство, из письмоводителя. Головы получают это звание наследственно или по выбору, в зависимости от обычаев каждого племени.

         Группа родов, проживающая на определённой территории и связанная  общими социально-экономическими условиями жизни организовывалась в Степную думу (например: Качинская, Кызыльская и т.д.). Степные думы согласно «Уставу» полицейско-судебных функций не имели. Основной их обязанностью была забота о хозяйственном развитии объединяемых родов

Инородные управы подчиняются местной земской полиции письменно или устно, и получают её предписания.

Словесная Расправа инородцев:

Родовое управление в исковых делах между инородцами имеет функцию Словесного суда. Инородцы, имеющие обычай разбираться особенными посредниками, могут это делать, если обе стороны согласны, не прибегая к услугам родового управления. Решения этих посредников приводится в исполнение и жалобы на них не принимаются. Таким образом, первая степень словесной расправы всегда считается в родовом управлении.

         В делах между людьми разных стойбищ или по неудовольствию на разбирательство родового управления, вторую степень словесной расправы составляет Инородная управа.

         В делах между людьми подчинённым разным управам или по неудовольствию на разбирательство инородной управы, третью и последнюю степень словесной расправы составляет местная земская полиция.

         По неудовольствию на разбирательство земской полиции, инородцы должны обращаться с письменной жалобой в Окружной суд.

         Степные Думы не имеют значения словесных судов, и если инородцы к главному Родоначальнику или к заседателям Думы с просьбами по согласию обеих сторон прибегать будут, то решения их почитать, как решения посредников.

         Уголовные дела Словесным судом не разбираются. Серьёзные уголовные дела (убийства и др.) не входили в компетенцию родовых и инородных управ. Их разбором занимались окружные суды.

Связь степного управления с местным гражданским начальством:

         Все Инородные управы, а где их нет, Родовые управления непосредственно подчиняются Земским судам или отдельным заседателям, где последние находятся. Через Земские суды управления подчиняются всем вышестоящим органам, которым они подчиняются.

Обязанности Родовых управлений:

Родовое управление осуществляет надзор за порядком в вверенном ему роде. Управляющий родом считается старшим лицом, как будто  бы род составляет одно семейство. Поэтому благосостояние вверенных ему людей, их спокойствие, довольствие и безопасность составляют важнейшую обязанность Родового управления.         Управление это имеет право взыскивать за маловажные проступки по обычаям каждого племени и в качестве домашнего исправления. Кроме родовых управлений никакое лицо или место не имеет право на подобные взыскания без суда и приговора. Все распоряжения высшего правительства в отношении к инородцам, приводятся в исполнение через Родовые управления, за исключением телесных наказаний определённых уголовным судом. Всякого преступника, беглеца или нарушителя порядка в роде, Родовое управление имеет право передать в вышестоящие инстанции. Староста имеет право без особенных доверенностей и письменных приговоров, приносить жалобы на притеснения и несправедливости, нанесённые роду.

Обязанности Инородных управ: Точное исполнение всех предписаний Начальства; Сбор податей; Сохранение благочиния и порядка; Защита прав инородцев от всякого постороннего стеснения; Розыск необходимых людей.

Полицейские функции управы инородцев: Обнародование и исполнение всех предписаний вышестоящего начальства. Принятие мер по предупрежденью повальных болезней, падежей скота, пожаров в лесах и палов, пожаров происходящих от сожжения лугов и полей. Передача сведений о происшествиях.

Судебные функции управы инородцев: Исполнение постановлений вышестоящих органов по гражданским делам. Исполнение постановлений вышестоящих органов по делам уголовным. Суд в маловажных делах и взысканиях по особенному положению.

         Инородная управа имеет прямое сношение с Земской полицией и исполняет все полученные от неё предписания.

         Обязанности Земской полиции по управлению инородцами: своевременное донесение о возможности голода, принятие необходимых мер в случае падежа скота, повальных болезней и других подобных бедствий, надзор за родовыми и инородными управами, не допускает вмешательство в управление знатных инородцев, не состоящих на службе, выполнение функции словесной расправы, сбор податей, ведение следствия по уголовным делам и пр.

Таким образом, мы видим, что самостоятельность органов самоуправления была достаточно большой. Она распространялась на всю бытовую сторону жизни кочевых инородцев. Кроме того управы брали на себя часть полицейских и судебных функций касающихся мелких правонарушений. В эту сферу государство старалось не вмешиваться, хотя пристально наблюдало за ней. Взаимодействие с полицейскими органами было налажено достаточно хорошо, это позволяло инородцам отстаивать свои права, а так же позволяла родовой знати контролировать своих соплеменников. Контролирующие органы могли в любой момент потребовать отчёт по интересующему их вопросу, а управы обязаны были постоянно докладывать об обстановке на подведомственной территории. Такое взаимодействие, позволяло центральным органом власти не вмешиваясь, в бытовую сферу, инее распыляя силы на пресечение мелких правонарушений контролировать кочевых инородцев с достаточной эффективностью. В то время, как родовые и инородные управы могли при необходимости обратится к ним за помощью в решении насущных проблем.

 

Примечания:

(1)

  1. Ватин В. А. Город Минусинск. Исторический очерк … . ч. 1 Минусинск, 1914.
  2. Ватин В. А. Село Минусинское: Исторический очерк. Минусинск, 1914.
  3. Кузнецов – Красноярский Н. Н. Из истории Южных частей «Енисейской губернии». - Томск, 1908.

 (2)

  1. Быконя Г. Ф. Красноярск в дореволюционном прошлом XVII  XIX веков. - Красноярск, 1990.
  2. Государственные учреждения России в XVIII веке. Москва, 1960.
  3. Карцов В. Г. Хакассия в период разложения феодализма XVIII – первая половина XIX веков. - Абакан, 1970.

 (3)

  1. Амелина В. В. Государева служба в Российской империи. - Новосибирск, 1995.
  2. Быконя Г. Ф. История Приенисейского края XVII – первой половины XIX веков. - Красноярск, 1997.
  3. Коваленко А. Ю. Оформление системы административного и военного управления в первой четверти XIX века. - Комсомольск на Амуре, 2000.
  4. Морякова О.В. Система местного управления России при Николае I. – М., 1998.
  5. Проблемы истории местного управления Сибири XVII  XX веков - Новосибирск, 1997.

(4)

  1. Полное Собрание Законов Российской Империи.
  2. Степанов А. П. Енисейская губерния. (Совр. издание) - Красноярск, 1997.
  3. Учреждения для управления Сибирской губернией. - СПб, 1822.

 

Автор: Кузенков Андрей Сергеевич, аспирант кафедры Отечественной истории Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева

 

Hosted by uCoz