Главная страница

Кривоногов В.П.

(г. Красноярск, Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева)

Нганасаны: Опыт интервального исследования (1994 – 2004 гг.)

 

В  1994 году Красноярской лабораторией        археологии и палеогеографии СО РАН совместно с Красноярским педуниверситетом было проведено исследование современных этнических процессов среди нганасан Таймыра. В 2004 году это исследование было повторено, в результате мы получили динамику происходящих процессов, что позволяет прогнозировать эти процессы на ближайшее будущее.

Этнические процессы значительно зависят от системы расселения. Нганасанскими поселками на Таймыре считаются Волочанка, Усть-Авам и Новая. Однако нганасанскими их можно назвать лишь условно, так как изначально в этих поселках жили долганы и небольшое количество пришлого населения, то есть, поселки были смешанными по национальному составу. В 1994 году в Волочанке нганасаны составляли 46,5 % населения, в Усть-Аваме 41,6 %, в Новой 23,1 %. Кроме того, в результате миграций, 133  (14,7%) нганасан Таймыра обитали вне трех поселков, разъехавшись по всему Таймыру. Какие изменения произошли в расселении за 10 лет? Доля нганасан в трех поселках изменилась незначительно, составив в Волочанке  46,9 %, в Усть-Аваме 45,1 %, в Новой 21,1 %. В Усть-Аваме доля нганасан несколько увеличилась, в Новой уменьшилась, в Волочанке не изменилась. А вот количество нганасан, покинувших основную территорию расселения, существенно возросла, вне трех поселков мы обнаружили уже 211 нганасан, или 24,3 %. Если за пределами своих поселков проживал каждый седьмой нганасан, то сейчас уже каждый четвертый. Особенно увеличилось число нганасан в г. Дудинке, их здесь мы обнаружили 131 человека.  Десять лет назад их было 64., то  есть, численность нганасан здесь в результате урбанизации удвоилась, что не могло не повлиять на активизацию этнических процессов.

За 10 прошедших лет умерло 160 нганасан, родилось 145. Убыль составила15 чел.

Уехало за пределы Таймыра или в Норильск 26, приехало 25. Убыль 1 чел. Из числа метисов изменили свою национальную принадлежность с нганасанской на иную 38 человек, на нганасанскую 22. Убыль по этой причине составил 16 чел. Итого убыло 224, прибавилось 192 чел., общая убыль 32 чел. Было 899, стало 867 чел. Примерно половину убыли составила естественная убыль, половину – колебания этнического самосознания метисов.

Мужчины составляли в числе нганасан в 1994  46,9 %, а сейчас   44,4 % .Это связано с повышенной смертностью мужчин - среди 160 умерших 56 женщин и 104 мужчин, то есть 65 %.

Средний размер семьи, не считая одиночек, был  4,4 чел.,  стал 4,05 чел.

Сравнение половозрастной структуры нганасан на две даты (табл.1,2) указывает на сокращение рождаемости. Численность детей до 10 лет было 271, а сейчас только 137, то есть детей родилось в два раза меньше. Тем не менее, перспективы если не роста, то хотя бы сохранения численности у нганасан неплохие, так как за предшествующий период, в 1980-е годы, рождаемость у нганасан была высокой, а значит сейчас в их составе много молодежи предбрачного возраста. Вхождение их в детородный возраст может улучшить демографическую ситуацию

Таблица 1. Половозрастная структура нганасан (1994)

Возраст

мужчины

Женщины

80 и старше

75-79

70-74

65-69

60-64

55-59

50-54

45-49

40-44

35-39

30-34

25-29

20-24

15-19

10-14

5-9

0-4

3

1

10

6

4

7

11

5

21

16

29

39

39

42

65

58

65

3

-

3

3

4

7

20

24

19

33

39

42

41

40

51

66

82

Итого

421

477

 

Таблица 2. Половозрастная структура нганасан (2004)

Возраст

мужчины

Женщины

80 и ст.

75-79

70-74

65-69

60-64

55-59

50-54

45-49

40-44

35-39

30-34

25-29

20-24

15-19

10-14

5-9

0-4

2

3

2

2

9

4

13

12

21

28

31

26

46

50

69

26

41

2

2

2

4

10

14

15

29

33

44

32

37

41

64

83

37

33

Итого

385

482

 

В 1970-1980-е годы практически исчезло нганасанское оленеводство, в результате недавние кочевники стали жителями поселков. Однако от традиционной деятельности многие нганасаны не отказались, активно занявшись рыболовством и охотой. Тем не менее, все большее число нганасан особенно женщин, начали осваивать  нетрадиционные профессии.

В 1994 году в традиционной сфере хозяйства трудилось 30,9 % мужчин и 37,9 % женщин. Более высокий процент женщин сложился благодаря наличию мастерских по производству меховой одежды. Мужчины были охотниками и рыбаками, лишь 3,6 % оставались оленеводами. Вне традиционной сферы большинство нганасан были неквалифицированными рабочими ручного труда, особенно мужчины. А среди женщин

встретилось немало специалистов (в области образования, культуры и медицины) – 12,8 %. В 1994 году уже появилось такое явление, как безработица, поразившая 17 % мужчин и 15 % женщин.

Какие изменения произошли за 10 лет? Сократилось участие в традиционной сфере хозяйства, у мужчин осталось 23,6 %, а у женщин – всего 9 %(в связи с закрытием швейных мастерских). А вот число безработных достигло 33,7 % у мужчин и 26,3 % у женщин.

Правда, иная картина проявляется, когда мы обращаемся к занятиям нганасан вне основной работы. Более 95 % мужчин занимаются охотой и рыболовством, почти 70 % женщин владеют традиционными занятиями (обработка шкур, шитье одежды и т.д.). Таким образом, в свободно время нганасаны продолжают быть знатоками традиционного хозяйства, но государством их навыки почти не востребованы. У мужчин охота и рыболовство останутся и в дальнейшем важнейшим способом выживания, а вот память об оленеводстве сохранили только пожилые люди, молодежь эти навыки потеряла.

С исчезновение оленеводства стала быстро исчезать специфика в сфере материальной культуры. Живут сейчас нганасаны в поселках, в домах, построенных в основном приезжими строителями. Чум встретился лишь в 10 семьях (3,2 %), балок в 40 семьях (12,9 %). Причем этими чумами и балками пользуются только периодически, во время сезона промыслов, постоянно не живут. Количество семей, имеющих собачьи упряжки, сократилось за 10 лет с 15.1 % до  6,8 %, оленьи – с 3,5 % до 2 % (всего 6 семей). В 1,6 % семей встретились традиционные лыжи, в 5,5 % семей самодельные  традиционные рыболовные принадлежности, в 7,4 % - охотничьи принадлежности, в 32,9 % - инструменты для обработки шкур. Растет число нганасанских семей, в которых нет ни одной традиционной вещи, таких семей было 51.1 %, сейчас 60,3 %.

Национальную нганасанскую одежду имели 29,1 % нганасан, а сейчас лишь 18,8 %, она все больше выходит из употребления. Даже если у кого-либо есть костюм, он практически не используется в повседневной жизни, его надевают очень редко, по большим национальным праздникам. Мы присутствовали на нескольких праздниках нганасан, и, в общем-то, в большой толпе участников  встретили 3-5 человек в костюмах, и все они – старики.

Гораздо лучше сохраняется национальная кухня. Блюда из оленины, и, особенно, рыбы, постоянно присутствуют в рационе нганасан, причем незаметно, чтобы их потребление сокращалось.  Употребляют национальную пищу св. 90 % нганасан, причем ок. 80 % мужчин и ок. 70 % женщин – достаточно регулярно.

Переписи по Таймыру показали, что назвали родным нганасанский язык в 1979 г.- 93,8%, в 1989- 88,8 %, в 2002 – 46,5%. Наши данные показали более низкий уровень: в 1994 году – 44,1 %, в 2004 году – 34,2 %. Основным разговорным его назвали сейчас всего 17, 6 %. Русский язык назвали родным 70,6 % нганасан, а основным разговорным – 96,9 %. Некоторая часть нганасан, особенно восточных, неплохо владеет и долганским языком. О степени владения нганасанами основными языками региона сейчас и 10 лет назад, говорят таблицы 3 и 4.

Таблица 3. Степень владения нганасанами основными языками региона (1994, %)

Языки

Владеют языком

Итого

свободно

С некотор. затрудн.

Со значит. затрудн.

Понимают, но не говорят

Не владеют

Нганасанский

Русский

Долганский

36,1

93,8

9,0

5,1

2,9

1,5

9,5

1,4

2,8

18,5

1,2

10,3

30,8

0,7

76,4

100

100

100

 

Таблица 4. Степень владения нганасанами основными языками региона (2004, %)

Языки

Владеют языком

Итого

свободно

С некотор.  затрудн.

Со значит. затрудн.

Поним., но не говорят

Не владеют

Нганасанский

Русский

Долганский

26,1

97,1

7,9

3,0

1,8

0,7

7,0

0,4

2,7

26,4

0,2

13,7

37,5

0,5

75,0

100

100

100

 

Из таблиц видно, что нганасаны все больше отказываются от нганасанского языка в пользу русского,  активно идет процесс языковой ассимиляции. Особенно полно динамика эта проявляется при сравнении разных возрастных групп (табл. 5)

Таблица 5. Степень владения нганасанским языком в разных возрастных группах (2004,%)

Возраст

Степень владения

свободно

С некотор. затрудн.

Со значит. затрудн.

Поним., но не говорят

Не владеют

70 и ст.

60-69

50-59

40-49

30-39

20-29

10-19

0-9

100

96

84,8

76,8

46,7

7,3

0,4

1,5

-

4

4,4

4,2

6,7

4

1,1

0,7

-

-

2,2

5,3

9,6

15,3

6,8

0,7

-

-

4,3

10,5

23,7

40,7

39,1

14,6

-

-

4,3

3,2

13,3

32,7

52,6

82,5

 

Об использовании основных языков региона в разных ситуациях говорит таблицы 6, из которой видно, что во всех сферах жизни доминирующее положение занял русский язык.

Таблица 6. Использование нганасанами основных языков региона

в различных ситуациях (2004, %)

Используют при общении

Языки

нганасанский

Русский

Долганский

С родителями

С супругами

С братьями  и сестр.

С детьми

С друз

На производстве

38,0

24,9

21,0

15,8

17,1

12,0

75,1

79,0

86,2

96,3

95,5

96,6

3,4

10,8

6,0

4,7

8,6

8,4

 

Совсем недавно нганасанский язык стал письменным, начал преподаваться в школе, в результате появились нганасаны, умеющие читать и писать на этом языке. Причем их число постепенно растет. Умеющих читать было 24,1 % в возрасте 8 лет и старше, сейчас уже 37,5 %. Умеющих  писать было 11,4 %, стало 16,0 %. Освоили письменность не столько дети, которые вообще плохо знают нганасанский язык, сколько взрослые, которые в школе эту письменность  не изучали, а освоили ее самостоятельно, читая нганасанскую страницу в окружной газете, или немногочисленные книги (в основном, сказки, стихи).

Отход от нганасанского языка сказался на степени владения фольклором, особенно связанного с языком. Очень немногие могут петь и поют на родном языке, предпочитая ему русский. Десять лет назад могли петь на нганасанском языке 22,6 % опрошенных старше 7 лет, сейчас только 14,9 %. Знают хотя бы несколько песен на нганасанском языке 24,7 %, а было 38,8 %. Знают нганасанские сказки 20,9 % опрошенных, а недавно было 25,9 %.

Две трети взрослых нганасан ничего не знают о родильном обряде (67,9 %), три четверти – о свадебном (75,1 %), причем, эти цифры за 10 лет выросли. А вот самый консервативный обряд – похоронный, сохраняется гораздо лучше, с ним знакомы 67,1 % взрослых нганасан, причем эта цифра за 10 лет не изменилась.

О мировоззрении нганасан говорят цифры о религиозной принадлежности: 36,9 % взрослых определили себя  как неверующие, 32,7 % назвали себя приверженцами традиционного культа (шаманисты), 15,7 % отнесли себя к православным, а 7,9 % считают себя одновременно и православными, и шаманистами. За последнее время число атеистов сокращается, православных – увеличивается.

В окружной газете «Таймыр» периодически выходит страница на нганасанском языке, ее читают 15,6 % нганасан старше 7 лет, книги на нганасанском языке читают 13,9 %, остальные читают на русском.

С 1960-х по 1980-е годы среди нганасан быстро росло число национально-смешанных браков. За короткий период произошел прорыв эндогамии, число смешанных семей достигло половины всех семей нганасан. В 1990-е годы, по материалам окружного ЗАГСа, доля смешанных браков с пришлым населением несколько сократилось, а с соседними долганами  возросла. Это связано с тем, что в нганасанских поселках уменьшилось число пришлого населения, оно составляет там всего 5-10 %. В 1993-1997 годах по сравнению с 1980-ми годами число вступивших в смешанные браки мужчин выросло с 36,0 до 45,5 %, причем все они – только с народами Севера. Показатель у женщин намного выше, составила 60,0 %, правда, роста практически нет, в 1980-е годы было 61,9 %. В отличие от мужчин, 26,7 % браков нганасаны заключили с русскими и другими пришлыми национальностями. Среди всех семей нганасан мы обнаружили 135 однонациональных и 127 национально-смешанных (48,5 %).

По нашим данным, имеют жен иной национальности в настоящее время 42,9 % мужчин-нганасан (было 30,3 %), мужей иной национальности - 61,6 % женщин (было 56,9 %). Это позволяет сделать вывод о прорыве эндогамии, что самым радикальным образов влияет на этнические процессы и может привести к существенной трансформации. Данные по языку говорят, что эта трансформация уже в разгаре.

Следствием смешанных браков стало появление большого числа лиц смешанного происхождения (метисов) в составе нганасан. Их число уже превысило половину. Десять лет назад метисы в составе нганасан составляли 56,5 %, а сейчас уже 66,3 %. Многие из них происходят от браков с народами Севера, но не мало и европеоидных метисов (было 20,4 %, стало 27,9 %). Динамика изменений по возрастным группам указывает на рост доли метисов от старших возрастных групп к младшим. Среди детей до 10 лет доля метисов достигает 81,0 %, в том числе 40,2 % - европеоидные метисы.

В  смешанных семьях относят детей к нганасанской национальности в 55,6 % детей, что обеспечивает воспроизводство численности, то есть, в результате таких браков нганасаны не теряют в численности. Но влияние на культуру воспитание детей оказывает очень сильное. Метисы, родившиеся в смешанных семьях, намного хуже владеют нганасанским языком, менее привержены традиционной культуре. Увеличение доли метисов в составе нганасан ускоряет ассимиляционные процессы.

Большинство нганасан в силу смешанного состава населения Таймыра, работает в разнонациональных коллективах (94,4 % от числа работающих), однако у большинства это не вызывает какой-либо негативной реакции – лишь 10,1 % предпочли бы работать в однонациональном коллективе, остальные относятся к этому нейтрально, или даже предпочитают смешанный коллектив. Толерантность характерна для нганасан и в отношении к национально-смешанным бракам, предпочитают однонациональный брак лишь 15,8 % опрошенных, и эта цифра с годами уменьшается (в 1994 году было 29,9 %)

Большое число смешанных браков позволило подавляющему большинству опрошенных заявить, что у них есть родственники иных национальностей, эта цифра составляла 75,9 %, а сейчас уже 87,5 %, в том числе  54,5 % - родственников из числа пришлых национальностей. Дружеские связи также не ограничиваются национальными рамками, 64,7 % опрошенных в 1994 году заявляли, что имеют друзей иных национальностей, а сейчас этот показатель поднялся до 89,6 %.

Эти цифры говорят о благополучных межнациональных отношениях в регионе. Однако иногда нганасанам  приходится встречать и негативное отношение к себе со стороны долган или русских. Проявления национализма встречали в повседневной жизни 53,7 % опрошенных, однако эта цифра уменьшается (было в 1994 году 59,6 %). Чаще всего такие проявления национализма встречаются редко, лишь 12,3 % заявили, что встречаются с такими фактами часто.

Активные ассимиляционные процессы, снижение численности и распространение массового алкоголизма приводят к тому, что большинство нганасаны не видят перспективы существования своего народа. Лишь 13,3 % опрошенных  высказали уверенность, что нганасаны через два-три поколения будут жить на Таймыре, 11,6 % высказались на эту тему менее уверенно, 15 % затруднились в ответе, а большинство – 60,1 % - уверены, что в ближайшее время нганасаны прекратят свое существование.

Проведенные интервальные исследования показали, в каком направлении идут этнические процессы. Они показали, что нганасаны быстро превращаются в группу русскоязычных метисов, с сохранением лишь некоторых элементов традиционного образа жизни, прежде всего, сохраняются  приверженность мужчин  охоте и рыболовству.


Автор: Кривоногов Виктор Павлович, доцент кафедры Отечественной истории Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, доктор исторических наук

 

 

Hosted by uCoz