Главная
страница
Долидович
О.М.
(г.
Красноярск, Красноярский государственный педагогический университет
им. В.П.
Астафьева)
Сибирские высшие женские курсы в
Томске
Во второй половине XIX в. в России женщины начали активную борьбу за право
на высшее образование. Борьба увенчалась успехом. В 1872 г. в Москве были
открыты Высшие женские курсы В.И. Герье, в 1878 г. в Санкт-Петербурге Высшие Бестужевские
женские курсы. Сеть высшего женского образования до революции 1917 г. в России
непрерывно росла: были открыты Киевские, Одесские, Новочеркасские курсы,
Стебутовские высшие сельскохозяйственные курсы в Петербурге, женский
медицинский институт и др. Все они содержались на частные средства.
В Сибири, в условиях острой нехватки
специалистов, широкой поддержкой у местного населения пользовались призывы
местной прессы о развитии женского образования. Н.М. Ядринцев писал: «Наша
отдаленная окраина в образованных женщинах нуждается, конечно, отнюдь не менее,
чем в Европейской России…Довольно
значительная часть сибирского населения едва ли сомневается уже в том, что для
женщины важно и необходимо высшее образование во имя разумной семьи, во имя
разумного и рационального воспитания нашего подрастающего поколения» (1). И если в девятнадцатом столетии сибирячки получали высшее
образование на высших курсах Москвы и Петербурга или в университетах Европы, то
в начале века XX они
заявили о своем желании получать высшее образование в Сибири.
Женские
курсы могли быть открыты только в таком
городе, который имел бы университет или, по крайней мере, два мужских высших
учебных заведения, чтобы их преподавательского состава хватило на два-три
факультета будущих женских курсов. Именно поэтому борьбу за создание первых в
Сибири высших женских курсов возглавила передовая общественность Томска.
В
конце ХIХ в. Томск стал крупным научно-просветительским центром Сибири: в 1888 г.
здесь был открыт первый в Сибири университет, в 1900 г. — Технологический
институт, в 1901 году — Сибирское коммерческое училище (первое этого типа
учебное заведение в Сибири). При
университете были созданы медицинские клиники, а также единственный в Сибири
бактериологический институт. Помимо высших учебных заведений на территории
губернии функционировали гимназии, училища и школы.
В
В 1913
г. правительство официально разрешило прием на медицинский факультет Томского
университета сибирячек православного вероисповедания, а два года спустя – и на
юридический. В 1913 г. в университете состоялась первая в истории Томска защита
докторской диссертации, подготовленной женщиной – Зинаидой Николаевной
Несмеловой. Выпускница Петербургского женского медицинского института, она три
года проучилась в Томске в ординатуре профессора М.Г. Курлова, в то же время
практиковала и как лечащий врач по внутренним
и детским болезням. Получив ученую степень доктора медицины, Несмелова уехала в
Харьков, где занималась врачебной и научно-преподавательской работой.
Тот
факт, что в Томск приезжали выпускницы европейских и столичных вузов, чтобы
получить здесь документальное подтверждение
своей профессиональной квалификации, говорит о том, что город привлекал
людей деятельных, целеустремленных. Одной из них была Прасковья Васильевна
Сергеева, которая в 1907 г. открыла частные высшие историко-философские курсы
для мужчин и женщин, где преподавали профессора университета, читали лекции по
юридическим, экономическим наукам, по истории, философии. Курсы работали около двух лет (были закрыты в
связи с отъездом учредительницы по
личным обстоятельствам).
В
конце лета 1909 г. профессора Б. Вейнберг, Е. Зубашев, Н. Карташев, М. Соболев,
а также Г.Н. Потанин, профессора И.А. Малиновский, В.Л. Некрасов, М.П. Рыбалкин
и В.В. Сапожников решили создать Общество для доставления средств Сибирским
высшим женским курсам. Устав Общества разослали для подписи преподавателям Томского
университета и Технологического института, а также лицам, сочувствовавшим целям
Общества с предложением стать членами-учредителями. Свою подпись поставили 52
человека, и вскоре он был утвержден губернатором.
Общество
направило в Петербург представителей для
переговоров с руководством Министерства народного просвещения относительно открытия
высших женских курсов в Томске. Министерство одобрило идею, выразило готовность
предоставить выпускницам право окончивших высшее учебное заведение, но
финансовых обязательств на себя не приняло.
Комитет
первого состава развернул широкую деятельность – устраивались благотворительные
лекции, вечера, базары и др. Полученные средства направлялись в пользу Высших
женских курсов. В январе 1910 г. членами общества числилось 152 человека, а в
1911 г. уже 663. В Обществе был представлен весь цвет интеллигентного и
делового Томска: крупные предприниматели В. Вытнов, С. Горохов, И. и А.
Кухтерины, Д. Зверев, профессора И. Грамматикати, И. Базанов, И. Бобарыков,
инженеры В. Реутовский, Н. Боголюбский, И. Бресневич, врачи П. Ломовицкий, А.
Макушин и др.
В «Правилах о Сибирских Высших Женских Курсах в г.Томске»
было отмечено: «Сибирские Высшие Женские Курсы есть частное высшее учебное
заведение, имеющее целью предоставление лицам женского пола высшего научного
образования, но не предоставляющее никаких прав и преимуществ ни учащим ни учащимся»
(5).
Курсы состояли в ведении Министерства народного просвещения. Первоначально действовало только два факультета – естественный и физико-математический. Устанавливался четырехлетний срок обучения.
Сибирские высшие женские курсы содержались за счет процентов с пожертвованных частными лицами капиталов, благотворительных взносов и платы слушательниц за обучение (125 рублей в год). Однако от платы за обучение могли и освободить в случае бедственного положения девушки.
Отсутствие возможности платить за
обучение на курсах было одной из главных причин отсева слушательниц. Сохранились
многочисленные прошения слушательниц с просьбой об освобождении от платы за
обучение. Так, в
Чтобы облегчить доступ на курсы выпускницам средних
учебных заведений из малообеспеченных семей, комитет Общества неоднократно
обращался к частным лицам и учреждениям
с просьбами о предоставлении пособий для платы за обучение отдельным
слушательницам.
После
открытия курсы испытывали большие материальные затруднения: здание было непригодным для
занятий, не хватало аудиторий, учебной литературы, многие преподаватели
работали бесплатно. Вот что по этому поводу вспоминал первый директор курсов
профессор Н.Ф. Кащенко: «Обстановка курсов в течение первого академического
года (1910/11) была самая жалкая. Курсы занимали один этаж частного деревянного
дома. Общий размер и распланировка помещения соответствовали потребностям семьи
из среднего класса. Всех комнат было семь, причем четыре из них очень
маленькие. Таким образом, в помещении, рассчитанном для жизни семьи…в течение
всего дня, а нередко и вечером, непрерывно находилось около 80 человек одних
слушательниц, да еще преподавательский состав и прислуга… Причина такой нищеты
заключалась в том, что курсы на все свои многообразные потребности не
располагали никакими средствами, кроме того, что ожидали получить от своих
слушательниц, в виде платы за слушание лекций. Общество для доставления средств
курсам, при всем напряжении своих сил, ко дню открытия едва собрало 15 тыс.
рублей, и всякий понимал, что собирать такие деньги ежегодно для общества
немыслимо» (7).
В 1911 г. томская городская управа выделила денежную субсидию
в размере 10 тысяч рублей, поэтому руководство курсов в этот же году приступило к постройке
отдельного каменного дома. Это
позволило свободно разместить в нем все
аудитории, кабинеты и лаборатории.
Контингент слушательниц в первый год
деятельности курсов был определен в количестве 80 человек. Это были выпускницы
гимназий из 11 городов Сибири и Дальнего Востока, а также 11 городов России (8).
В следующем
По образовательному
цензу большинство составляли выпускницы гимназий и епархиальных училищ. По происхождению
это были дочери потомственных почетных граждан, купцов и мещан (37,5 %), лиц
духовного звания (18,75 %), писарей, канцелярских служащих и крестьян (15 %), дворян,
помещиков и чиновников (13,75 %), преподавателей, врачей и инженеров (11,25 %),
лиц военного сословия (3,75 %). (10).
Преподавание на курсах велось на самом высоком уровне: перед
слушательницами выступали с лекциями выдающиеся ученые, профессора Н.В.
Кащенко, В.В. Сапожников, В.Л. Некрасов, М.Н. Иванов, Ф. Э. Молин.
Жизнеспособность Сибирских женских курсов, чья деятельность опиралась большей
частью на неоплачиваемый труд профессоров университета и технологического
института, говорит о том, как велик был энтузиазм томской интеллигенции.
После
неоднократных ходатайств Сибирским высшим женским курсам в 1914 г. был присвоен
статус высшего учебного заведения, которое стало четвертым на огромной
территории от Урала до Тихого океана после двух Томских вузов и Восточного
института во Владивостоке.
В
Журнал
«Женское дело», издававшийся в Москве, приветствовал первых выпускниц Сибирских
женских курсов: «Все мы, ваши предшественницы, получившие образование в
Петрограде, Москве и других университетских городах России, счастливы
осознанием, что вот, наконец, исполнилось еще одно заветное желание Сибири, и
нашим детям и внукам, желающим учиться, не надо уезжать за тысячи верст от
родного дома, терпеть там голод, холод, одиночество, все невзгоды людей,
заброшенных на чужбину» (11).
Совет курсов в
Решающее
значение в становлении системы совместного обучения в государственной высшей
школе имела первая мировая война. Значительное сокращение численности мужской
учащейся молодежи, обострившаяся нехватка специалистов, особенно врачей,
изменили ситуацию: началось осуществление повсеместного приема женщин в
государственную мужскую высшую школу.
На
страницах сибирских газет стали появляться статьи о том, что отдельные женские
университеты, курсы не нужны, что необходимо переходить к совместной системе
обучения: «Вопрос о высшем образовании для женщин сводится не к устройству
самостоятельных женских университетов, а к открытию для них дверей существующих
университетов…При дальнейшей борьбе за права женщины, несомненно, наступит
момент, когда все высшие учебные заведения будут принимать женщин на одинаковых
правах с мужчинами. К этому и надо стремиться, не смущаясь никакими
препятствиями» (12).
В период
гражданской войны набор слушательниц резко сократился. В 1919 г. после установления в Томске советской
власти была создана «Временная
коллегия по управлению вузами» для
реорганизации системы высшего образования. Коллегия выступила за закрытие
Сибирских высших женских курсов, поскольку, во-первых, это было частное учебное
заведение, а во-вторых, постановлением
Совнаркома женщинам был открыт широкий доступ в университеты наряду с
мужчинами.
В 1919-1920 гг. на курсах шла дискуссия об
открытии факультета сибириеведения, но ничем не завершилась, так как летом
Высшие женские курсы в Томске были первыми в Сибири. Они положили
начало становлению здесь высшего женского образования. Теперь сибирячкам не
нужно было ехать за тысячи километров в
Санкт-Петербург, Москву или за границу. На курсах готовили квалифицированных
специалистов, в которых отдаленный сибирский регион испытывал острую
потребность.
Благодаря
распространению высшего женского образования сибирячки приобщались к научной,
просветительной, общественной деятельности.
Примечания:
1. Ядринцев Н.М. Сибирь как колония. СПб.,1892. С. 614.
2. Томск. История города от основания до наших дней. Отв.ред. Н.М. Дмитриенко. Томск. 1999. С. 376
3. Отчет о состоянии и деятельности Сибирских высших женских курсов за осенний семестр 1910/11 академ. года. Томск. 1911. С.1
4.
ГАТО. Ф. 1582. Оп. 1. Д.
5. Правила о Сибирских Высших Женских Курсах в Томске. Томск. 1910. С.1
6. ГАТО. Ф. 193. Оп. 1. Д. 11б. Л. 3
7. Кащенко Н.Ф. Сибирские высшие женские курсы. Их положение, нужды и надежды. Томск, 1912. С. 1-2.
8. Отчет о состоянии и деятельности Сибирских высших женских курсов за осенний семестр 1910/11 академ. года. Томск. 1911.С.8
9. Отчет о состоянии и деятельности Сибирских высших женских курсов за 1911/12 учебный год. Томск. 1913. С.2-3
10. Отчет о состоянии и деятельности Сибирских высших женских курсов за осенний семестр 1910/11 академ. года. Томск. 1911. С.8
11. Женское дело. 1915. № 7. С. 23
12.
Нужен ли женский университет в Сибири? //Сибирские
вопросы. 1909. № 4. С.
13. ГАТО. Ф. 193. Оп.1. Д.2. Л.1
Автор: Долидович Олеся Михайловна, аспирант кафедры
Отечественной истории Красноярского государственного педагогического
университета имени В.П. Астафьева
E-mail: dolidovich@mail.ru