Главная страница

Долидович О.М.

(г. Красноярск, Красноярский государственный педагогический университет

им. В.П. Астафьева)

Сибирские высшие женские курсы в Томске

        

Во второй  половине XIX в. в России женщины начали активную борьбу за право на высшее образование. Борьба увенчалась успехом. В 1872 г. в Москве были открыты Высшие женские курсы В.И. Герье, в 1878 г.  в Санкт-Петербурге Высшие Бестужевские женские курсы. Сеть высшего женского образования до революции 1917 г. в России непрерывно росла: были открыты Киевские, Одесские, Новочеркасские курсы, Стебутовские высшие сельскохозяйственные курсы в Петербурге, женский медицинский институт и др. Все они содержались на частные средства.

 В Сибири, в условиях острой нехватки специалистов, широкой поддержкой у местного населения пользовались призывы местной прессы о развитии женского образования. Н.М. Ядринцев писал: «Наша отдаленная окраина в образованных женщинах нуждается, конечно, отнюдь не менее, чем в  Европейской России…Довольно значительная часть сибирского населения едва ли сомневается уже в том, что для женщины важно и необходимо высшее образование во имя разумной семьи, во имя разумного и рационального воспитания нашего подрастающего поколения» (1).  И если в девятнадцатом столетии сибирячки получали высшее образование на высших курсах Москвы и Петербурга или в университетах Европы, то в начале века XX они заявили о своем желании получать высшее образование в Сибири.

Женские курсы могли быть открыты  только в таком городе, который имел бы университет или, по крайней мере, два мужских высших учебных заведения, чтобы их преподавательского состава хватило на два-три факультета будущих женских курсов. Именно поэтому борьбу за создание первых в Сибири высших женских курсов возглавила передовая  общественность Томска.

В конце ХIХ в. Томск стал крупным научно-просветительским центром Сибири: в 1888 г. здесь был открыт первый в Сибири университет, в 1900 г. — Технологический институт, в 1901 году — Сибирское коммерческое училище (первое этого типа учебное заведение в Сибири).  При университете были созданы медицинские клиники, а также единственный в Сибири бактериологический институт. Помимо высших учебных заведений на территории губернии функционировали гимназии, училища и школы.  

В 1901 г. была составлена петиция о допущении лиц  женского пола к слушанию лекций, которая в Томском университете собрала более 350 подписей. Организаторы акции – жены  профессоров Мария Шипицына и Ольга Зубашева, передали документ ректору Томского университета А.М. Судакову. Министерство народного просвещения откликнулось на эту просьбу, в 1906 г. женщин допустили в университет на правах вольнослушательниц. Но в условиях наступления политической реакции уже в 1908 г. последовал запрет приема женщин. Правда к 1906 г. диплом Томского университета получила женщина – врач Анна Либерт. Скорее всего она просто сдала здесь экзамены после обучения за границей. А вот Маргарита Бот, Маргарита Зеленевская, Валерия Малышева стали дипломированными врачами в стенах  Томского университета (2).

В 1913 г. правительство официально разрешило прием на медицинский факультет Томского университета сибирячек православного вероисповедания, а два года спустя – и на юридический. В 1913 г. в университете состоялась первая в истории Томска защита докторской диссертации, подготовленной женщиной – Зинаидой Николаевной Несмеловой. Выпускница Петербургского женского медицинского института, она три года проучилась в Томске в ординатуре профессора М.Г. Курлова, в то же время практиковала  и как лечащий врач по внутренним и детским болезням. Получив ученую степень доктора медицины, Несмелова уехала в Харьков, где занималась врачебной и научно-преподавательской работой.

Тот факт, что в Томск приезжали выпускницы европейских и столичных вузов, чтобы получить здесь документальное подтверждение  своей профессиональной квалификации, говорит о том, что город привлекал людей деятельных, целеустремленных. Одной из них была Прасковья Васильевна Сергеева, которая в 1907 г. открыла частные высшие историко-философские курсы для мужчин и женщин, где преподавали профессора университета, читали лекции по юридическим, экономическим наукам, по истории, философии.  Курсы работали около двух лет (были закрыты в связи с  отъездом учредительницы по личным обстоятельствам).

В конце лета 1909 г. профессора Б. Вейнберг, Е. Зубашев, Н. Карташев, М. Соболев, а также Г.Н. Потанин, профессора И.А. Малиновский, В.Л. Некрасов, М.П. Рыбалкин и В.В. Сапожников решили создать Общество для доставления средств Сибирским высшим женским курсам. Устав Общества разослали для подписи преподавателям Томского университета и Технологического института, а также лицам, сочувствовавшим целям Общества с предложением стать членами-учредителями. Свою подпись поставили 52 человека, и вскоре он был утвержден губернатором.

15 декабря 1909 г. состоялось первое собрание членов-учредителей, на котором избрали комитет Общества. В него вошли: М. М. Гондатти, О. А. Зубашева и  Е. Л. Зубашев, Е.И. Обручева, Е.А. Макушина, А.А. Кухтерина, А. Ф. Фуксман, М.Е. Вейнберг, О.П. Лаврская, В.Л. Малеев, Н.И. Карташев, В.В. Сапожников. И четыре кандидата – М.П. Рыбалкин, Г.Н. Потанин, А.Г. Голованова, В.А. Вытнова. Женщины-врачи Н.И. Микулина-Иванова и Н.А. Черневская-Щукина предложили свои услуги в качестве врачей при курсах. Председателем комитета избрали Маргариту Мечиславовну, супругу губернатора Н.Л. Гондатти. Это был не только тактический ход, чета Гондатти – интеллигентные, образованные люди – выражала искреннюю заинтересованность в распространении образования в Сибири (3).

Общество направило в Петербург представителей  для переговоров с руководством Министерства народного просвещения относительно открытия высших женских курсов в Томске. Министерство одобрило идею, выразило готовность предоставить выпускницам право окончивших высшее учебное заведение, но финансовых обязательств на себя не приняло.

Комитет первого состава развернул широкую деятельность – устраивались благотворительные лекции, вечера, базары и др. Полученные средства направлялись в пользу Высших женских курсов. В январе 1910 г. членами общества числилось 152 человека, а в 1911 г. уже 663. В Обществе был представлен весь цвет интеллигентного и делового Томска: крупные предприниматели В. Вытнов, С. Горохов, И. и А. Кухтерины, Д. Зверев, профессора И. Грамматикати, И. Базанов, И. Бобарыков, инженеры В. Реутовский, Н. Боголюбский, И. Бресневич, врачи П. Ломовицкий, А. Макушин и др.

26 октября 1910 г. состоялось торжественное открытие курсов. В день открытия в адрес Сибирских высших женских курсов было направлено приветствие за подписью председателя совета Общества содействия устройству сельских бесплатных библиотек в Томской губернии, известнейшего сибирского просветителя  Петра Макушина: «Наша родина нуждается в культурных силах, а русская женщина уже зарекомендовала себя преданной и самоотверженной работницей в тех сферах  общественной деятельности, куда она допущена. Пусть открываемые Томские Высшие Женские Курсы растут и крепнут  и дадут тысячи таких деятельниц на благо дорогой нам Сибири» (4).

В «Правилах о Сибирских Высших Женских Курсах в г.Томске» было отмечено: «Сибирские Высшие Женские Курсы есть частное высшее учебное заведение, имеющее целью предоставление лицам женского пола высшего научного образования, но не предоставляющее никаких прав и преимуществ ни учащим ни учащимся» (5).

         Курсы состояли в ведении Министерства народного просвещения. Первоначально действовало только два факультета – естественный и физико-математический. Устанавливался четырехлетний срок обучения.

         Сибирские высшие женские курсы содержались за счет процентов с пожертвованных частными лицами капиталов, благотворительных взносов и платы слушательниц за обучение (125 рублей в год).  Однако от платы за обучение могли и освободить в случае бедственного положения девушки.

         Отсутствие возможности платить за обучение на курсах было одной из главных причин отсева слушательниц. Сохранились многочисленные прошения слушательниц с просьбой об освобождении от платы за обучение. Так, в  1912 г. поступившая на I курс естественного отделения  Екатерина Шестакова, писала на имя директора:  «Не имея никаких средств, и не получая ни от кого никакой помощи, прошу Вас освободить меня от взноса платы за слушание лекций за вторую половину 1912 г. вверенных Вам курсов» (6).

 Чтобы облегчить доступ на курсы выпускницам средних учебных заведений из малообеспеченных семей, комитет Общества неоднократно обращался к частным лицам  и учреждениям с просьбами о предоставлении пособий для платы за обучение отдельным слушательницам.

После открытия курсы испытывали большие материальные  затруднения: здание было непригодным для занятий, не хватало аудиторий, учебной литературы, многие преподаватели работали бесплатно. Вот что по этому поводу вспоминал первый директор курсов профессор Н.Ф. Кащенко: «Обстановка курсов в течение первого академического года (1910/11) была самая жалкая. Курсы занимали один этаж частного деревянного дома. Общий размер и распланировка помещения соответствовали потребностям семьи из среднего класса. Всех комнат было семь, причем четыре из них очень маленькие. Таким образом, в помещении, рассчитанном для жизни семьи…в течение всего дня, а нередко и вечером, непрерывно находилось около 80 человек одних слушательниц, да еще преподавательский состав и прислуга… Причина такой нищеты заключалась в том, что курсы на все свои многообразные потребности не располагали никакими средствами, кроме того, что ожидали получить от своих слушательниц, в виде платы за слушание лекций. Общество для доставления средств курсам, при всем напряжении своих сил, ко дню открытия едва собрало 15 тыс. рублей, и всякий понимал, что собирать такие деньги ежегодно для общества немыслимо» (7).

В 1911 г. томская городская управа выделила денежную субсидию в размере 10 тысяч рублей, поэтому руководство курсов  в этот же году приступило к постройке отдельного  каменного дома. Это позволило  свободно разместить в нем все аудитории, кабинеты и лаборатории.

         Контингент слушательниц в первый год деятельности курсов был определен в количестве 80 человек. Это были выпускницы гимназий из 11 городов Сибири и Дальнего Востока, а также 11 городов России (8). В следующем 1911 г. на них поступило 126 человек. Расширился круг городов, из которых приехали слушательницы (20 сибирских городов и 21 город Европейской России) (9).

          По образовательному цензу большинство составляли выпускницы гимназий и епархиальных училищ. По происхождению это были дочери потомственных почетных граждан, купцов и мещан (37,5 %), лиц духовного звания (18,75 %), писарей, канцелярских служащих и крестьян (15 %), дворян, помещиков и чиновников (13,75 %), преподавателей, врачей и инженеров (11,25 %), лиц военного сословия (3,75 %).  (10).

         Преподавание на курсах велось на самом высоком уровне: перед слушательницами выступали с лекциями выдающиеся ученые, профессора Н.В. Кащенко, В.В. Сапожников, В.Л. Некрасов, М.Н. Иванов, Ф. Э. Молин. Жизнеспособность Сибирских женских курсов, чья деятельность опиралась большей частью на неоплачиваемый труд профессоров университета и технологического института, говорит о том, как велик был энтузиазм томской интеллигенции. 

После неоднократных ходатайств Сибирским высшим женским курсам в 1914 г. был присвоен статус высшего учебного заведения, которое стало четвертым на огромной территории от Урала до Тихого океана после двух Томских вузов и Восточного института во Владивостоке.

В 1915 г.  Министерство просвещения допустило первых 29 выпускниц к испытаниям в государственной экзаменационной комиссии. Первые выпускницы курсов – Е. Киселева, Т. Триполитова, Е. Воронина, Е. Волочнева – были приняты в качестве ассистентов на кафедры университета.

Журнал «Женское дело», издававшийся в Москве, приветствовал первых выпускниц Сибирских женских курсов: «Все мы, ваши предшественницы, получившие образование в Петрограде, Москве и других университетских городах России, счастливы осознанием, что вот, наконец, исполнилось еще одно заветное желание Сибири, и нашим детям и внукам, желающим учиться, не надо уезжать за тысячи верст от родного дома, терпеть там голод, холод, одиночество, все невзгоды людей, заброшенных на чужбину» (11).

Совет  курсов в 1914 г. поднимал вопрос об открытии гуманитарного, историко-филологического факультета. Удалось заручиться поддержкой ряда профессоров, которые согласились возглавить  кафедры славяноведения, русского языка и словесности, философии и древней истории. Однако этим планам не было суждено сбыться. Помешал недостаток финансовых средств и начавшаяся первая мировая война. В годы войны курсы существовали в составе двух отделений – естественного и математического.

Решающее значение в становлении системы совместного обучения в государственной высшей школе имела первая мировая война. Значительное сокращение численности мужской учащейся молодежи, обострившаяся нехватка специалистов, особенно врачей, изменили ситуацию: началось осуществление повсеместного приема женщин в государственную мужскую высшую школу.

На страницах сибирских газет стали появляться статьи о том, что отдельные женские университеты, курсы не нужны, что необходимо переходить к совместной системе обучения: «Вопрос о высшем образовании для женщин сводится не к устройству самостоятельных женских университетов, а к открытию для них дверей существующих университетов…При дальнейшей борьбе за права женщины, несомненно, наступит момент, когда все высшие учебные заведения будут принимать женщин на одинаковых правах с мужчинами. К этому и надо стремиться, не смущаясь никакими препятствиями» (12). 

В период гражданской войны набор слушательниц резко сократился. В 1919 г.  после установления в Томске советской власти  была создана «Временная коллегия  по управлению вузами» для реорганизации системы высшего образования. Коллегия выступила за закрытие Сибирских высших женских курсов, поскольку, во-первых, это было частное учебное заведение, а во-вторых,  постановлением Совнаркома женщинам был открыт широкий доступ в университеты наряду с мужчинами.

 В 1919-1920 гг. на курсах шла дискуссия об открытии факультета сибириеведения, но ничем не завершилась, так как летом 1920 г. курсы были переданы в состав Томского университета и прекратили тем самым свое существование (13).

Высшие женские курсы в Томске были первыми в Сибири. Они положили начало становлению здесь высшего женского образования. Теперь сибирячкам не нужно было ехать за тысячи километров  в Санкт-Петербург, Москву или за границу. На курсах готовили квалифицированных специалистов, в которых отдаленный сибирский регион испытывал острую потребность.

Благодаря распространению высшего женского образования сибирячки приобщались к научной, просветительной, общественной деятельности.

 

Примечания:

1.            Ядринцев Н.М. Сибирь как колония. СПб.,1892. С. 614.

2.            Томск. История города от основания до наших дней. Отв.ред. Н.М. Дмитриенко. Томск. 1999. С.  376

3.            Отчет о состоянии и деятельности Сибирских высших женских курсов  за осенний семестр 1910/11 академ. года. Томск. 1911. С.1

4.            ГАТО. Ф. 1582. Оп. 1. Д. 11. Л. 1.

5.            Правила о Сибирских Высших Женских Курсах в Томске. Томск. 1910. С.1

6.            ГАТО. Ф. 193. Оп. 1. Д. 11б. Л. 3

7.            Кащенко Н.Ф. Сибирские высшие женские курсы. Их положение, нужды и надежды. Томск, 1912. С. 1-2.

8.            Отчет о состоянии и деятельности Сибирских высших женских курсов  за осенний семестр 1910/11 академ. года. Томск. 1911.С.8

9.            Отчет о состоянии и деятельности Сибирских высших женских курсов  за 1911/12 учебный год. Томск. 1913. С.2-3

10.        Отчет о состоянии и деятельности Сибирских высших женских курсов  за осенний семестр 1910/11 академ. года. Томск. 1911. С.8

11.        Женское дело. 1915. № 7. С. 23

12.        Нужен ли женский университет в Сибири? //Сибирские вопросы. 1909. № 4.   С. 23-24.

13.        ГАТО. Ф. 193. Оп.1. Д.2. Л.1

 

Автор: Долидович Олеся Михайловна, аспирант кафедры Отечественной истории Красноярского государственного педагогического университета имени В.П. Астафьева

 

E-mail: dolidovich@mail.ru

 

Hosted by uCoz