Главная страница

Береговая Е.П.,

(г. Красноярск, Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева)

Некоторые аспекты культурной жизни польских ссыльных

в Енисейской губернии в XIX в.

 

Енисейская губерния в XIX в. стала одним из мест водворения ссыльных поляков. Продолжающая ссылка, постоянный приток новых ссыльных образовали в Сибири своеобразную общину польских изгнанников. Со временем их жизнь приобретала определенные организованные формы. Выходя на поселение польские поселенцы сталкивались с большими трудностями, самой важной из которой была – организация преимущественно традиционных условий жизни. С проблемой выбора рода профессиональной деятельности поляков в сибирском изгнании была связана и проблема социально-психологической адаптации ссыльных к новым природно-климатическим, социально-экономическим, социокультурным условиям, иноэтническому окружению. Некоторым из них было очень сложно приспособиться к новым условиям, поэтому они часто болели, сходили с ума, увлекались выпивкой или умирали.

Отметим, что процесс межэтнической коммуникации между русским и польским населением региона не был односторонним и не сводился только к однобокому влиянию польских ссыльных на культурное развитие сибирских губернии, традиционная культура польского населения сама претерпевала изменения под влиянием новых природно-климатических, социально-экономических и этнокультурных условий Сибири.

Одной из системообразующих характеристик повседневной культуры ссыльных поляков являлось сохранение в местах водворения своих этнических традиций, что проявлялось наиболее ярко в религиозной сфере.

Большую роль в жизни ссыльных играл римско-католический костел. В Восточной Сибири действовало три прихода: в Иркутске, Нерчинских заводах и  Красноярске. О деятельности прихода в Красноярске нам, к сожалению, ничего не известно. Немногочисленные архивные данные дают возможность утверждать, что в Красноярске в 1857 г. на средства изгнанников был построен костел.

Среди высланных поляков в Восточной Сибири были и служители рим­ско-католической церкви. Положение у ксендзов, находящихся на жи­тельстве под надзором полиции в городах Восточной Сибири, было достаточно сложным. В ссылке им строго воспрещалось вести богослужение, а большинство из представителей ссыльного духовенства не мыслило об иной сфере приложения своих сил. О бдительности местных властей, с одной стороны, и о том, что запретитель­ные предписания властей в отдельных случаях нарушались служителями ка­толической церкви, с другой, свидетельствуют периодические проверки и обыски полиции у данной категории ссыльных.

 Костелы в Сибири для ссыльных поляков выполняли несколько функций: с одной стороны они выступали местом религиозной службы, центром объединения поляков в сибирском изгнании, с другой - они были культурным центром, символом их родины и способствовали сохранению традиций польского населения. 

Источники содержат упоминания о том, что поляки - прихожане римско-католической церкви со­вершали утренние и вечерние молитвы, регулярно посещали костел, приво­зили в деревню ксендза для совершения обрядов (1).

Всех родившихся детей водили в костел крестить по римско-католическому обряду. В 7 - 10 лет детей водили в костел к первой исповеди и первому причащению - на конфир­мацию.

Обязательным был и обряд венчания молодых в костеле. У поляков преобладала территориальная эндогамия. Браки заключались преимущественно между поляками католиками - жителями одной волости, деревни, города.

Актуальным для представителей польского этноконфессионального сообщества в Сибири был вопрос о смешанных браках. Его узко националистическая трактовка бытовала еще в первой половине XIX в.  Польское национальное начало усматрива­лось как тождественное воспитанию в духе истинного католицизма. Созда­ние семьи, в которой одна сторона исповедует православие, с точки зрения морали таких «патриотов», разрушало «польский дух», способствовало бы­строму обрусению. Такое отрицательное отношение к бракам поляков с сибирячками дополнительно подкреплялось и самой насильственной русификаторской политикой, проводившейся властями в отношении поляков.

В ссылке и на поселении в Сибири польские женщины сыграли, по мнению польского историка А. Гиллера опытного исследователя ссылки, большую роль в поддерживании польского духа и традиции (2).

Например, к проживавшему в Енисейском округе на поселении Каролу Хильдебранту приехала невеста Мария Балинская, племянница известного в  то время писателя М.Балинского. В их доме часто отмечались национальные праздники, на которых присутствовали многие поляки (3). 

Ориентация на сохранение этнических традиций проявлялась в календарной праздничной культуре ссыльных поляков. Праздники поляки отмечали редко, только самые значительные. Среди них наиболее торжественным праздником было Рождество, которое отмечали 25 декабря.

Итак, Рождество было одним из главных праздников, почитавшихся поляками-католиками наравне с Пасхой. 24 декабря в тесном семейном кругу устраивали вигилию, постный рождественский ужин, который рассматривался как аналог вечери Христа. Весь этот день был насыщен особыми ритуальными действиями. Так, в течение дня было желательно попоститься. К двенадцатичасовой мессе в костеле все шли пешком. В конце службы все присутствующие подавали друг другу руки, образуя цепочку, и произносили благопожелание: «Мир вам!».

С первой звездой (в шесть часов вечера) приглашали к трапезе, для которой особым образом старались сервировать стол, готовили вигилийские блюда. На рождественский стол под скатерть и на угол под иконами клали сено, а на следующее утро раздавали его скотине. Детей было принято сажать отдельно. Для взрослых обычно накрывали стол на двенадцать человек, а тринадцатую тарелку накрывали для незваного гостя, что имело свой многозначный смысл. Число трапезничавших символизировало число апостолов, принимавших участие в тайной вечери. Приход постороннего человека был и хорошей приметой, сулившей благополучие семье, и прекрасной возможностью проявит гостеприимство, добросердечность, то есть самые лучшие качества, согласно заповедям Христа. Стол украшали фигуркой Иисуса-младенца в колыбельке, маленькими веночками из веточек ели, в середине которых устраивали свечи. Венки побольше, перевязанные лентой, весели на стену. Было принято наряжать и елку.

Каждый сидевший за столом делился своей облаткой («оплатком»), тонким хлебцем с рождественским рисунком или крестом. Все отщипывали по кусочку друг у друга, что символизировало единение, общность доли и судьбы. Такие хлебцы брали в костеле или получали из Польши от родственников. Бедные люди или не имевшие возможность получать посылки делились простым хлебом.

Одним из кушаний рождественского ужина была уха или белый борщ, который делали на рыбном бульоне из заквашенной муки с чесноком. Непременно старались приготовить манную кашу, залитую желе, ее подавали на большом блюде. По традиции на рождественском столе должно было быть много выпечки. По возможности пекли рулет с маком из очень сдобного кислого теста. Особенно важно было правильно приготовить начинку, для которой варили мак, толкли его в ступке, растирали до бела, а затем в него добавляли круто взбитые белки с сахаром. К блюдам старались сварить клюквенный кисель на крахмале, заменяющий компот, который обычно готовили в Польше.

Собравшиеся за столом вели неспешные беседы, вспоминали случаи из жизни. С Рождеством начинались Святки. Все желающие наряжались, ходили по домам, танцевали, пели религиозные песни – «каляды» по-польски и по-русски.

Новый год – 1 января, большим праздником не считался. Перед праздником 1 января – молились, а затем собирались за семейным столом.

Одним из самых значимых и культовых праздников считалась Пасха. За семь недель перед Пасхой поляки держали пост, а в последние дни ничего не ели. В субботу перед Пасхой красили яйца, пекли куличи. После Пасхи во вторник шли на кладбище, пели пасхальные молитвы. В воскресение после Пасхи крестные отцы и матери дарили крестникам крашенные яйца. В Польше этот обычай назывался «неделя пшеводня» (проводины).

Перед Троицой – «Семухой» в дом приносили зелень, ветки, небольшие деревца и ставили у окна. Суббота перед Троицей была родительской. В этот день молились все вместе на одном месте – у высокого креста на кладбище.

Помимо вышеперечисленных поляки отмечали следующие религиозные праздники: дни св. Петра и Павла, св. Анны, св. Николая, Успение Пресвятой Богородицы, Рождество Пресвятой Богородицы, день Всех Святых (1 ноября). Среди поляков су­ществовали приметы: понедельник - тяжелый день, нельзя начинать новую работу; среда и пятница - не рабочие дни, не едят скоромное; сеять начинали обязательно в чистой рубахе и брюках.

В повседневной жизни следование традициям отражалось в ношении одежды на польский покрой. Особенно это проявлялось в среде поляков привилегированных сословий. Женский костюм состоял из нательной рубахи («тсошули»), поверх которой надевали кофты холщовые цветные на пугови­цах, и юбки (стюдницы), подол которых иногда отделывали полосками мате­рии другого контрастного цвета. Поверх стюдницы женщины носили цветные холщовые фартуки от пояса. На голову женщины надевали светлые платки, на ноги - лапти (сандали, туфли и сапоги только по праздникам). Зимой женщины надевали длинные шубы из овчины, часто крытые сверху материей, на голову - шерстяные домотканые платки, на ноги - шерстяные чулки и валенки. Из украшений женщины носили бусы, кольца, серьги, обычно металл и чески е.

Мужчины носили нательные холщовые рубахи (кошули) разных цве­тов, чаще темные, по покрою - косоворотки - на пуговицах, рукава прямые. Штаны шили из шерстяных или холщовых тканей темного цвета. Поверх рубах в прохладную погоду надевали жилетки и пиджаки из холщовой ткани. У пиджака были накладные карманы и отложной воротник. На ногах носили лапти (прежде всего поляки из непривилегированных сословий), в праздники надевали сапоги. Осенью и весной надевали шерстяной чапан - широкую на­кидку и большим воротником. На голову мужчины надевали покупные фуражки. Зимой мужчины носили полушубки, тулупы из овечьей шерсти. При этом, о конце XIX века, по мнению исследователя С.В. Максимова, по­ляки настолько слились с местным населением, что отличались лишь орнаментом одежды.

С представителями своего этноса поляки, как правило, общались на родном языке, который дли них являлся одним из этнодифференцирующнх признаков.

Польская ссылка в Сибири имела свои социально-культурные особенности. Поляки старались жить так называемыми общинами, которые помогали им сохранить свои этнокультурные традиции, совершать национальные праздники, вести более привычный образ жизни.

 

Примечания

1.      ГАКК, ф.595, оп.63, д. 368, л.11

2.      Новински Ф. Польская ссылка в Восточной Сибири 1831-1862 гг. М., 1991, рук. докт. дисс. - С.463

3.      ГАКК, ф.595, оп.63, д.1367, Л.4

Литература:

1.                       Леончик С. Поляки юга Енисейской губернии, история ссылок  заселения. // Сибирь в истории и культуре польского народа.  М.: «Ладомир», 2002.

2.                       Макаренко А.А. Сибирский народный календарь. Новосибирск: Наука, 1993.

3.                       Максимов С.В. Сибирь и каторга. СПб., 1871 г. Ч.1-3.

4.                       Новински Ф. Польская ссылка в Восточной Сибири 1831-1862 гг. М., 1991, рук. докт. дисс.

5.                       Чичеров В.И. Зимний период русского народного земледельческого календаря XVIXIX вв. //Труды института этнографии, 1957 г, Т.40.

6.                       Польская ссылка в XIX – ХХ вв.: региональные центры. Казань, 1998

 

Автор: Береговая Елена Петровна – аспирант кафндры Отечественной истории Красноярского государственного университета им. В.П. Астафьева

 

Hosted by uCoz