Главная страница

Крылов И.И.

(г. Красноярск, Красноярская государственная архитекттурно-строительная академия)

Становление и изменение системы управления здравоохранением в Приенисейском регионе в 1920-1929 годы

 

Буквально на второй день после Октябрьского вооруженного восстания встал вопрос об органах управления медицинской службой. 26 октября 1917 года при Петроградском военно-революционном комитете был образован медикосанитарный отдел во главе с врачом М.И. Барсуковым.

11 июля 1918 года был принят декрет о создании народного комиссариата здравоохранения РСФСР. Первым наркомом стал Н.А. Семашко, его заместителем Э.П. Соловьев [1].

В Сибири Советская система здравоохранения организационно стала оформляться с сентября 1919 года: создавались губернские и городские отделы здравоохранения при губревкомах и губисполкомах.

Красноярский горздравотдел был организован в феврале 1919 года. Первым его заведующим стал Николай Михайлович Знаменский, который с сентября 1919 года заведовал врачебным отделом земской управы.

В ведение горздравотдела были переданы следующие учреждения здравоохранения: городской родильный дом, Ни­колаевский родильный дом, детская заразная больница, городская школьная лечебница, три городских лечебницы, го­родская зубная лечебница [2].

Затянувшаяся гражданская война нанесла медицинским учреждениям огромный урон. После разгрома Колчака на территории Сибири свирепствовали эпидемии: в красноярских больницах в январе 1920 года находилось более 10 тыс. тифозных больных [3].

Советской власти лечебную сеть пришлось создавать почти заново. В сентябре 1919 г. был сформирован Сибирский революционный комитет и при нем отдел здравоохранения, который на первых порах возглавлял начальник санитарной части 5-й армии Гинзбург, а потом особоуполномоченный Наркомздрава Мальцев. В освобожденных городах создавались отделы здравоохранения при ревкомах.

В ноябре 1920 г. на сибирском съезде представителей здравотделов было принято решение о создании Сибирского областного отдела здравоохранения, а также губернских и уездных здравотделов. 10 января 1920 года Сибревком утвердил «Положение об организации отдела здравоохранения Сибирского революционного комитета», в котором  определялись права и функции Сибздрава.

Согласно положению, на Сибздрав возлагалось управ­ление медико-санитарным и фармацевтическим делом:

а) инструктирование всех Чрезвычайных комис­сий по борьбе с эпидемиями и координирование их действий;

б)   планомерное    распределение     медицинского    персонала;

в) принятие мер по снабжению Сибири лекарственными сред­ствами и предметами медико-санитарного оборудования;

г) собирание   статистических   материалов по народному   здраво­охранению Сибири.

Исходя из прав и функций, определенных положением, в Сибздраве были организованы соответствующие отделы: сек­ретариат, организационно-инструкторский, санитарно-статистический и фармацевтический подотделы с общим штатом сотрудников — 30 человек. Через некоторое время в состав Сибздрава были дополнительно введены санаторно-курортная секция, секция водного транспорта и комиссия санитарного просвещения. Эти дополнения в структуре и в штате Сибздра­ва диктовались насущными интересами переживаемого периода.

Обстоятельства жизни, практический опыт, накопленный сотрудниками Сибздрава и его органами на местах, подска­зывали, что маломощность центрального сибирского органа здравоохранения не позволяет охватить всю работу по строительству советской системы охраны здоровья населения. Обсудив создавшееся положение на состоявшемся в ноябре 1920 г. «Областном сибирском съезде представи­телей здравотделов», съезд выработал и принял новое «Поло­жение о Сибирском областном отделе здравоохранения», которое утвердил Сибревком.

В основу новой структуры Сибздрава был положен принцип полного объединения всего медицинского дела в Сибири в единую организацию, возглавляемую в центре Сибири Сибздравом, а на местах его органами — губздравами и уездздравами. Сибирский (областной) отдел здраво­охранения является уполномоченным органом Наркомздрава, с правами областного учреждения и ведает всем медико-сани­тарным делом Сибири.

При Сибирском областном отделе здравоохранения орга­низуется коллегия. Во главе Сибирского отдела здравоохра­нения стоит уполномоченный Наркомздрава и Главсанупра, заместителем его является один из членов коллегии.

Образование коллегии диктовалось необходимостью пол­ной согласованности медико-санитарных мероприятий по Сибири на основе распоряжений и приказов Наркомздрава и Главсанупра.

В структуре Сибздрава было предусмотрено 17 подотде­лов. На местах,— говорилось в положении,— в целях объединения медико-санитарного дела образуются губернские и уездные отделы здравоохранения на началах настоящего по­ложения (о Сибздраве), а равно и на основании ин­струкций и положений, издаваемых Сибирским отделом здравоохранения.

Структура, штаты и функции губернских и уездных отде­лов здравоохранения определены приказом Сибздравотдела. Губернские отделы здравоохранения организуются при губревкомах или губисполкомах. В губернских горо­дах самостоятельные горздравотделы организуются только при наличии горревкомов или горисполкомов. На обя­занности губздравотделов лежит организация Уездздравотделов, которые являются отделами Уездревкомов.

При этом местным органам здравоохранения (губздравам и уездздравам) предлагалось проявить самую широкую инициативу в области строительства советского здравоохра­нения. Главное же внимание в данный тяжелый момент, пере­живаемый Сибирью, должно быть направлено на борьбу с эпидемией сыпного и возвратного тифа.

Так создавались и развивались советские органы здраво­охранения в Сибири в 1919—1920 гг. В последующие годы еще неоднократно уточнялась структура, изменялись штаты и функции как самого Сибирского отдела здравоохранения, так и его органов на местах, но зародившиеся в первый период советского строительства органы здравоохранения создавали советскую медицину и всю систему охраны здо­ровья населения на принципах, определенных программой РКП (б), принятой на VIII съезде партии.

В решениях VIII съезда подчеркивалось, что Диктатура пролетариата уже дала возможность провести в жизнь целый ряд мероприятий, неосуществимых в рамках буржуазного общества: национализацию аптечного дела, крупных частно­предпринимательских лечебных учреждений, курортов, трудо­вую повинность медицинских рабочих сил и т. п. В числе ближайших задач партия поставила: «1. Решительное про­ведение широких санитарных мероприятий в интересах трудя­щихся, как-то: а) оздоровление населенных мест (охрана почвы, воды и воздуха); б) постановка общественного пита­ния на научно-гигиенических началах; в) организация мер, предупреждающих развитие и распространение заразных болезней; г) создание санитарного законодательства. 2. Борь­бу с социальными болезнями (туберкулезом, венеризмом, алкоголизмом и т. д.). 3. Обеспечить общедоступной, бесплатной и квалифицированной лечебной и лекарственной помощи» [4].

До установления Советской власти в Сибири все медико-санитарное дело было рассредоточено между многими ведом­ствами, что не соответствовало советским принципам единства управления делом охраны здоровья трудящихся. Поэтому Сибревком и Сибздрав директивой № 1/252 предложили всем губревкомам и губздравотделам немедленно ликвидировать старые формы управления медико-санитарным делом Сибири, как-то: врачебные управления, медико-санитарные отделы земств и городов, земского и городского союзов и др. И все дело управления передать губздравотделам при ревкомах. Имущество и капиталы указанных учреждений передаются губздравотделам. Этим актом завершается окончательное оформление единства управления делом здравоохранения в Сибири [5].

Сибздраву пришлось начинать рабо­ту в крайне сложной эпидемиологической обстановке. После 14 месяцев присутствия колчаковцев лечебные учреждения пришли в упадок, значительная часть медицинских работни­ков была мобилизована в колчаковскую армию, лучшие вра­чи брошены в тюрьмы или расстреляны, гражданское населе­ние осталось почти без всякой медицинской помощи, особенно пострадала сельская медицина. Не хватало топлива, медикаментов, перевязочного материала. Эпидемия сыпного и возвратного тифов достигла невероятных размеров, она усугублялась хозяйственной разрухой и чудовищной антиса­нитарией [6].

В январе 1920 года после освобождения Красноярска был образован Енисейский губздравотдел с двумя подотделами: медицинским и фармацевтическим [7].

Енгубздрав начал формироваться в январе 1920 г. Он создавался в условиях развивающейся эпидемии сыпного тифа; недостаток медицинского персонала, мобилизованного военным ведомством, не давали возможности развернуть все подотделы, но и сильно сказывались при заполнении штата в заразных больницах, городских участках и особенно в уезде. Кроме этих причин были еще и причины общие всем учреждениям губернии при их формировании в виде почти полного отсутствия связи с центром и уездами, нахождение города Красноярска в прифронтовой полосе и связанного с ним недостатка в помещениях, топливе, перевязочных средствах и прочее.

Благодаря этим причинам Губздрав только к первому мая закончил свое формирование и начал функционировать, подразделяясь на следующие подотделы и секции:

1. Лечебный с секциями: а) обще лечебной помощи; б) курортный; в) по борьбе с туберкулезом; г) с венерическими болезнями; д) нервно-психиатрической; е) водной секции; ж) зубоврачебной. 2. Санитарно-эпидемический. 3. Охраны детства. 4. Судебной медицины и экспертизы. 5. Фармацевтический. 6. Санитарно хозяйственный. 7. Статистический. 8. Финансово-сметный. 9. Военно-санитарный. 10. Санитарно-просветительная секция.

Параллельно с Губздравом в Красноярске существовал Городской и Уездный Отделы здравоохранения, но в июле, в целях объединения всего врачебно-санитарного дела, Горздрав и Уездрав были расформированы и подотделы их влиты в соответствующие подотделы Губздрава.

Лечебный подотдел выделился из общего медицинского подотдела в конце февраля 1920 года [8].

Губздравотделу подчинялись:

I. Красноярская губернская больница по ул. Советской с отделениями: 1) хирургическое, 2) те­рапевтическое, 3) нервное, 4) психиатрическое, 5) венериче­ское, 6) заразное, 7) глазное, 8) интернат дефективных де­тей, 9) рентгенологический и электромедицинский кабинеты, 10) санитарно-медикодиагностическая лаборатория и дезин­фекционный отряд, 11) экстренная медицинская помощь, 12) аптека больницы, 13) анатомический покой, 14) канцелярия больницы, 15) хозяйственное отделение. II. Городской эпидемический госпиталь, 6). III.  Городской роддом. IV. Городская лечебница № 1. V. Городская лечебница № 2. VI.  Городская лечебница № 3. VII.  Детская заразная больница. VIII.  Николаевский родильный дом. IX.  Городская школьная амбулатория. X. Больница губместзака. XI. Дом младенца № 1. XII. Дом матери и ребенка. XIII. Бактериологический институт. XIV. Губернский аптечный склад. XV. 1-я советская аптека. XVI. 2-я советская аптека. XVII. Аптекарский магазин. XVIII. Баня губздрава. XIX. Ассенизационный обоз. XX. Эпидемический обоз.

В 1921 г. страна вступила в новый период своего развития, вводилась новая экономическая политика, которая оказала определенное влияние и на развитие здравоохранения. Пере­дача учреждений здравоохранения на местный бюджет, не всегда умелый подход к решению этого вопроса местных органов здравоохранения привели к значительному сокраще­нию коечного фонда и медицинских кадров в 1922-1923 гг., хотя эпидемиологическая обстановка оставалась еще весьма сложной. Только к концу 1923 г. начинается некоторое уве­личение сети больнично-поликлинических учреждений [9].

Большую роль в развитии  здравоохранения   сыграл III съезд здравотделов Сибири, в котором принимал участие Н. А. Семашко. На третьем Сибирском съезде работников здравоохранения, проходившем 8 марта 1924 года выступил Н. А. Семашко и обратил внимание на полную самостоятель­ность заведующих отделами здравоохранения уздравов в ор­ганизации медицинского дела и в распределении кредитов. Губздравы никаких реорганизаций не претерпели. Управление уполнаркомздрава по Сибири, находящееся в Новониколаевске (сейчас Новосибирск), осталось без изменений. Основной при­чиной этому была трудность управления такой далекой ок­раиной из Москвы.

Все сношения местных органов с Наркоматом здравоохра­нения должны идти через уполномоченного, в экстренных же случаях и по финансовым вопросам они могут, быть и непосредственными, но уполномоченный должен ставиться об этом в известность. Одним словом, вся работа в деле строительства и органи­зации здравоохранения на территории Сибири должна идти через уполномоченного наркомздрава.

В газете «Красноярский рабочий» от 29 февраля 1924 го­да сообщалось о введении новых административно-хозяйст­венных структур на территории Енисейской губернии. Ранее существовавшая структура — губерния, уезд, волость уп­разднялись. Отныне вводились: республика, край, область, округ, район, сельсовет. Областным исполкомам от централь­ных органов — республик — передавались все вопросы мест­ного хозяйства и управления.

Окружные исполкомы, сохраняя многие права и обязанно­сти уездов, получили от губернских значительную часть прав и обязанностей, райисполкомы — от упраздняемых уез­дов. Таким образом, права и обязанности, вновь вводимых ор­ганов власти частично передавались нижестоящим; вплоть до сельсовета.

На райисполкоме замыкается вся хозяйственная и финан­совая деятельность, появляется возможность расширять и оборудовать больницы, ветеринарные пункты, торговую сеть, школы, народные дома, почты и другие учреждения [10].

С изменением административно-территориального деления в октябре 1925 года Енисейский губернский отдел здравоохранения был ликвидирован и с 1925 года по 1934 существовал Окружной отдел здравоохранения.

В 1934 году был организован Красноярский краевой отдел здравоохранения Краевого исполнительного комитета совета депутатов трудящихся, который существовал до 1992 года, для руководства деятельностью медико-санитарных учреждений края [11]. А на общегосударственном уровне в 1936 году был организован Народный комиссариат здра­воохранения СССР. Первым наркомом был утвержден Г. И. Каминский [12].

С начала двадцатых годов происходит становление и последующее изменение системы управления здравоохранением и только с сороковых завершится создание той системы управления, которая будет существовать весь советский период. Система претерпела много изменений, еще не произошло ее окостенение. Во многом это было связано с проблемами, которые вставали перед здравоохранением в исследуемый период: кадровая проблема, и проблема финансирования и многие другие, но основным было то, что данная система здравоохранения плохо справлялась с поставленными перед ней задачами, то есть была неэффективной. И только уже в последующие годы произойдет полное оформление и закрепление данной системы здравоохранения, система, которая существует, по сей день.

 

Примечания

1.      ГАКК, Р.Ф. 1224, оп. 1, Д 6, л. 10, 15.

2.        Ханенко Б.И. Здравоохранение Красноярского края. Крас­ноярск, 1991. с. 87.

3.      Красноярский край. Природа, население, промышленность, сельское хозяйство, образование, наука, культура, здравоохранение, спорт, города. Красноярск, 1984. с. 284-285.

4.      Деятельность Сиббюро ЦК РКП (б) и Сибревкома в 1919 – 1925 гг. Новосибирск, Т. 34. Кн. 1. 1960. с. 215-218.

5.      Деятельность Сиббюро ЦК РКП (б) и Сибревкома в 1919 – 1925 гг. Новосибирск, т. 34. кн. 1. 1960. с. 226.

6.      Федотов Н.Б., Мендрина Г.И. Очерки по истории здраво­охранения и медицины Сибири. Новосибирск, 1974. с. 217.

7.      ГАКК, Р.Ф. 136, оп. 1, Д 11, л. 1.

8.      ГАКК, Р.Ф. 136, оп. 1, Д 11, л. 1-1 об.

9.      Федотов Н.Б., Мендрина Г.И. Очерки по истории здраво­охранения и медицины Сибири. Новосибирск, 1974. с. 221.

10.  Ханенко Б.И. Здравоохранение Красноярского края. Крас­ноярск, 1991. с. 37.

11.  Енисейский энциклопедический словарь. Красноярск, 1998. с. 447.

12.  Ханенко Б.И. Здравоохранение Красноярского края. Красноярск, 1991. с. 54.

13.  От Ревкомов к Советам. Енисейский губернский отдел народного здравоохранения // Красноярский рабочий . 1920. 25 июля.

14.  Цилев К.А. Начало становления Советского здравоохранения в Сибири в период деятельности Сибревкома (1919-1925 гг.)-В кн:  Деятельность Сиббюро ЦК РКП (б) и Сибревкома в 1919 – 1925 гг. Новосибирск, Т. 34. Кн. 1. 1960.

 

Автор: Крылов Игорь Иванович - аспирант кафедры Истории и философии Красноярской государственной архитектурно-строительной академии.

 

 

 

 

Hosted by uCoz