Главная страница
Крылов И.И.
(г. Красноярск, Красноярская государственная архитекттурно-строительная
академия)
Становление и изменение системы
управления здравоохранением в Приенисейском регионе в 1920-1929 годы
Буквально на второй день после Октябрьского
вооруженного восстания встал вопрос об органах управления медицинской службой.
26 октября 1917 года при Петроградском военно-революционном комитете был
образован медикосанитарный отдел во главе с врачом М.И. Барсуковым.
В Сибири Советская система здравоохранения
организационно стала оформляться с сентября 1919 года: создавались губернские и
городские отделы здравоохранения при губревкомах и губисполкомах.
Красноярский горздравотдел был организован в феврале
1919 года. Первым его заведующим стал Николай Михайлович Знаменский, который с
сентября 1919 года заведовал врачебным отделом земской управы.
В ведение горздравотдела были переданы следующие
учреждения здравоохранения: городской родильный дом, Николаевский родильный
дом, детская заразная больница, городская школьная лечебница, три городских
лечебницы, городская зубная лечебница [2].
Затянувшаяся гражданская война нанесла медицинским
учреждениям огромный урон. После разгрома Колчака на территории Сибири
свирепствовали эпидемии: в красноярских больницах в январе 1920 года находилось
более 10 тыс. тифозных больных [3].
Советской власти лечебную сеть пришлось создавать
почти заново. В сентябре
В ноябре
Согласно положению, на Сибздрав возлагалось управление
медико-санитарным и фармацевтическим делом:
а) инструктирование всех Чрезвычайных комиссий по
борьбе с эпидемиями и координирование их действий;
б)
планомерное распределение медицинского персонала;
в) принятие мер по снабжению Сибири лекарственными
средствами и предметами медико-санитарного оборудования;
г) собирание
статистических материалов по
народному здравоохранению Сибири.
Исходя из прав и функций, определенных положением, в
Сибздраве были организованы соответствующие отделы: секретариат,
организационно-инструкторский, санитарно-статистический и фармацевтический
подотделы с общим штатом сотрудников — 30 человек. Через некоторое время в
состав Сибздрава были дополнительно введены санаторно-курортная секция, секция
водного транспорта и комиссия санитарного просвещения. Эти дополнения в
структуре и в штате Сибздрава диктовались насущными интересами переживаемого
периода.
Обстоятельства жизни, практический опыт, накопленный
сотрудниками Сибздрава и его органами на местах, подсказывали, что
маломощность центрального сибирского органа здравоохранения не позволяет
охватить всю работу по строительству советской системы охраны здоровья
населения. Обсудив создавшееся положение на состоявшемся в ноябре
В основу новой структуры Сибздрава был положен принцип
полного объединения всего медицинского дела в Сибири в единую организацию, возглавляемую
в центре Сибири Сибздравом, а на местах его органами — губздравами и
уездздравами. Сибирский (областной) отдел здравоохранения является
уполномоченным органом Наркомздрава, с правами областного учреждения и ведает
всем медико-санитарным делом Сибири.
При Сибирском областном отделе здравоохранения организуется
коллегия. Во главе Сибирского отдела здравоохранения стоит уполномоченный
Наркомздрава и Главсанупра, заместителем его является один из членов коллегии.
Образование коллегии диктовалось необходимостью полной
согласованности медико-санитарных мероприятий по Сибири на основе распоряжений
и приказов Наркомздрава и Главсанупра.
В структуре Сибздрава было предусмотрено 17 подотделов.
На местах,— говорилось в положении,— в целях объединения медико-санитарного
дела образуются губернские и уездные отделы здравоохранения на началах
настоящего положения (о Сибздраве), а равно и на основании инструкций и
положений, издаваемых Сибирским отделом здравоохранения.
Структура, штаты и функции губернских и уездных отделов
здравоохранения определены приказом Сибздравотдела. Губернские отделы
здравоохранения организуются при губревкомах или губисполкомах. В губернских городах
самостоятельные горздравотделы организуются только при наличии горревкомов или
горисполкомов. На обязанности губздравотделов лежит организация
Уездздравотделов, которые являются отделами Уездревкомов.
При этом местным органам здравоохранения (губздравам и
уездздравам) предлагалось проявить самую широкую инициативу в области строительства
советского здравоохранения. Главное же внимание в данный тяжелый момент, переживаемый
Сибирью, должно быть направлено на борьбу с эпидемией сыпного и возвратного
тифа.
Так создавались и развивались советские органы здравоохранения
в Сибири в 1919—1920 гг. В последующие годы еще неоднократно уточнялась
структура, изменялись штаты и функции как самого Сибирского отдела
здравоохранения, так и его органов на местах, но зародившиеся в первый период
советского строительства органы здравоохранения создавали советскую медицину и
всю систему охраны здоровья населения на принципах, определенных программой
РКП (б), принятой на VIII съезде партии.
В решениях VIII съезда подчеркивалось, что Диктатура
пролетариата уже дала возможность провести в жизнь целый ряд мероприятий,
неосуществимых в рамках буржуазного общества: национализацию аптечного дела,
крупных частнопредпринимательских лечебных учреждений, курортов, трудовую
повинность медицинских рабочих сил и т. п. В числе ближайших задач партия
поставила: «1. Решительное проведение широких санитарных мероприятий в
интересах трудящихся, как-то: а) оздоровление населенных мест (охрана почвы,
воды и воздуха); б) постановка общественного питания на научно-гигиенических
началах; в) организация мер, предупреждающих развитие и распространение
заразных болезней; г) создание санитарного законодательства. 2. Борьбу с
социальными болезнями (туберкулезом, венеризмом, алкоголизмом и т. д.). 3.
Обеспечить общедоступной, бесплатной и квалифицированной лечебной и лекарственной
помощи» [4].
До установления Советской власти в Сибири все
медико-санитарное дело было рассредоточено между многими ведомствами, что не
соответствовало советским принципам единства управления делом охраны здоровья
трудящихся. Поэтому Сибревком и Сибздрав директивой № 1/252 предложили всем
губревкомам и губздравотделам немедленно ликвидировать старые формы управления
медико-санитарным делом Сибири, как-то: врачебные управления, медико-санитарные
отделы земств и городов, земского и городского союзов и др. И все дело
управления передать губздравотделам при ревкомах. Имущество и капиталы
указанных учреждений передаются губздравотделам. Этим актом завершается
окончательное оформление единства управления делом здравоохранения в Сибири [5].
Сибздраву пришлось начинать работу в крайне сложной
эпидемиологической обстановке. После 14 месяцев присутствия колчаковцев
лечебные учреждения пришли в упадок, значительная часть медицинских работников
была мобилизована в колчаковскую армию, лучшие врачи брошены в тюрьмы или
расстреляны, гражданское население осталось почти без всякой медицинской
помощи, особенно пострадала сельская медицина. Не хватало топлива,
медикаментов, перевязочного материала. Эпидемия сыпного и возвратного тифов
достигла невероятных размеров, она усугублялась хозяйственной разрухой и
чудовищной антисанитарией [6].
В январе 1920 года после освобождения Красноярска был
образован Енисейский губздравотдел с двумя подотделами: медицинским и
фармацевтическим [7].
Енгубздрав начал формироваться в январе
Благодаря этим причинам Губздрав только к первому мая
закончил свое формирование и начал функционировать, подразделяясь на следующие
подотделы и секции:
1. Лечебный с секциями: а) обще лечебной помощи; б) курортный;
в) по борьбе с туберкулезом; г) с венерическими болезнями; д) нервно-психиатрической;
е) водной секции; ж) зубоврачебной. 2. Санитарно-эпидемический. 3. Охраны
детства. 4. Судебной медицины и экспертизы. 5. Фармацевтический. 6. Санитарно
хозяйственный. 7. Статистический. 8. Финансово-сметный. 9. Военно-санитарный. 10.
Санитарно-просветительная секция.
Параллельно с Губздравом в Красноярске существовал
Городской и Уездный Отделы здравоохранения, но в июле, в целях объединения
всего врачебно-санитарного дела, Горздрав и Уездрав были расформированы и
подотделы их влиты в соответствующие подотделы Губздрава.
Лечебный подотдел выделился из общего медицинского
подотдела в конце февраля 1920 года [8].
Губздравотделу подчинялись:
I. Красноярская губернская больница по ул. Советской с
отделениями: 1) хирургическое, 2) терапевтическое, 3) нервное, 4)
психиатрическое, 5) венерическое, 6) заразное, 7) глазное, 8) интернат
дефективных детей, 9) рентгенологический и электромедицинский кабинеты, 10)
санитарно-медикодиагностическая лаборатория и дезинфекционный отряд, 11) экстренная
медицинская помощь, 12) аптека больницы, 13) анатомический покой, 14)
канцелярия больницы, 15) хозяйственное отделение. II. Городской эпидемический
госпиталь, 6). III. Городской роддом.
IV. Городская лечебница № 1. V. Городская лечебница № 2. VI. Городская лечебница № 3. VII. Детская заразная больница. VIII. Николаевский родильный дом. IX. Городская школьная амбулатория. X. Больница
губместзака. XI. Дом младенца № 1. XII. Дом матери и ребенка. XIII.
Бактериологический институт. XIV. Губернский аптечный склад. XV. 1-я советская
аптека. XVI. 2-я советская аптека. XVII. Аптекарский магазин. XVIII. Баня
губздрава. XIX. Ассенизационный обоз. XX. Эпидемический обоз.
В
Большую роль в развитии здравоохранения сыграл III съезд здравотделов Сибири, в
котором принимал участие Н. А. Семашко. На третьем Сибирском съезде работников
здравоохранения, проходившем 8 марта 1924 года выступил Н. А. Семашко и обратил
внимание на полную самостоятельность заведующих отделами здравоохранения
уздравов в организации медицинского дела и в распределении кредитов. Губздравы
никаких реорганизаций не претерпели. Управление уполнаркомздрава по Сибири,
находящееся в Новониколаевске (сейчас Новосибирск), осталось без изменений.
Основной причиной этому была трудность управления такой далекой окраиной из
Москвы.
Все сношения местных органов с Наркоматом здравоохранения
должны идти через уполномоченного, в экстренных же случаях и по финансовым
вопросам они могут, быть и непосредственными, но уполномоченный должен
ставиться об этом в известность. Одним словом, вся работа в деле строительства
и организации здравоохранения на территории Сибири должна идти через
уполномоченного наркомздрава.
В газете «Красноярский рабочий» от 29 февраля 1924 года
сообщалось о введении новых административно-хозяйственных структур на
территории Енисейской губернии. Ранее существовавшая структура — губерния,
уезд, волость упразднялись. Отныне вводились: республика, край, область, округ,
район, сельсовет. Областным исполкомам от центральных органов — республик —
передавались все вопросы местного хозяйства и управления.
Окружные исполкомы, сохраняя многие права и обязанности
уездов, получили от губернских значительную часть прав и обязанностей,
райисполкомы — от упраздняемых уездов. Таким образом, права и обязанности,
вновь вводимых органов власти частично передавались нижестоящим; вплоть до
сельсовета.
На райисполкоме замыкается вся хозяйственная и финансовая
деятельность, появляется возможность расширять и оборудовать больницы,
ветеринарные пункты, торговую сеть, школы, народные дома, почты и другие
учреждения [10].
С изменением административно-территориального деления
в октябре 1925 года Енисейский губернский отдел здравоохранения был
ликвидирован и с 1925 года по 1934 существовал Окружной отдел здравоохранения.
В 1934 году был организован Красноярский краевой отдел
здравоохранения Краевого исполнительного комитета совета депутатов трудящихся,
который существовал до 1992 года, для руководства деятельностью
медико-санитарных учреждений края [11]. А на общегосударственном уровне в 1936
году был организован Народный комиссариат здравоохранения СССР. Первым
наркомом был утвержден Г. И. Каминский [12].
С начала двадцатых годов происходит становление и
последующее изменение системы управления здравоохранением и только с сороковых
завершится создание той системы управления, которая будет существовать весь
советский период. Система претерпела много изменений, еще не произошло ее
окостенение. Во многом это было связано с проблемами, которые вставали перед
здравоохранением в исследуемый период: кадровая проблема, и проблема
финансирования и многие другие, но основным было то, что данная система
здравоохранения плохо справлялась с поставленными перед ней задачами, то есть
была неэффективной. И только уже в последующие годы произойдет полное
оформление и закрепление данной системы здравоохранения, система, которая
существует, по сей день.
Примечания
1.
ГАКК, Р.Ф. 1224, оп. 1, Д
2. Ханенко Б.И. Здравоохранение Красноярского края. Красноярск, 1991. с. 87.
3. Красноярский край. Природа, население, промышленность, сельское хозяйство, образование, наука, культура, здравоохранение, спорт, города. Красноярск, 1984. с. 284-285.
4. Деятельность Сиббюро ЦК РКП (б) и Сибревкома в 1919 – 1925 гг. Новосибирск, Т. 34. Кн. 1. 1960. с. 215-218.
5. Деятельность Сиббюро ЦК РКП (б) и Сибревкома в 1919 – 1925 гг. Новосибирск, т. 34. кн. 1. 1960. с. 226.
6. Федотов Н.Б., Мендрина Г.И. Очерки по истории здравоохранения и медицины Сибири. Новосибирск, 1974. с. 217.
7.
ГАКК, Р.Ф. 136, оп. 1, Д
8.
ГАКК, Р.Ф. 136, оп. 1, Д
9. Федотов Н.Б., Мендрина Г.И. Очерки по истории здравоохранения и медицины Сибири. Новосибирск, 1974. с. 221.
10. Ханенко Б.И. Здравоохранение Красноярского края. Красноярск, 1991. с. 37.
11. Енисейский энциклопедический словарь. Красноярск, 1998. с. 447.
12. Ханенко Б.И. Здравоохранение Красноярского края. Красноярск, 1991. с. 54.
13. От Ревкомов к Советам. Енисейский губернский отдел народного здравоохранения // Красноярский рабочий . 1920. 25 июля.
14. Цилев К.А. Начало становления Советского здравоохранения в Сибири в период деятельности Сибревкома (1919-1925 гг.)-В кн: Деятельность Сиббюро ЦК РКП (б) и Сибревкома в 1919 – 1925 гг. Новосибирск, Т. 34. Кн. 1. 1960.
Автор: Крылов
Игорь Иванович - аспирант кафедры Истории и философии Красноярской
государственной архитектурно-строительной академии.