Главная страница

Фадеев К. В.

(ТГАСУ, Томск)

Формирование музейного дела в Западной Сибири в конце XIX – начале XX века

(на материалах Томской губернии)

 

Человек стремится к урбанизации.… Большой город управляет всем: миром, войной, работой. Большие города – это духовные мастерские, в которых создаются лучшие произведения Вселенной.

Ле Кербюзье

 

Во второй половине XIX в. в Западной Сибири, впрочем, как и во всей России, развернулась очень динамичная работа по созданию музеев. В стране появились десятки этих учреждений, из них к началу XX в. по всей Сибири их было около полутора десятков. После реформ 1860–1870-х гг. Западная Сибирь вместе со всей страной вступила в период модернизационных процессов. И в этих условиях идея создания местных музеев, как одной из форм формировавшегося гражданского общества, нашла благоприятную почву. Музей стал как хранилищем местного материала, так и средством для его научной обработки и систематизации. Причем, возникновение музеев облегчалось наличием в Западной Сибири большого количества политических ссыльных, которые стали своего рода интеллектуальным источником существования этих учреждений. Отсутствие в Сибири высшей школы (за исключением Императорского Томского университета и Томского технологического института) превращало возникающие музеи в научные центры. Становлению музеев в Сибири способствовала и активная деятельность Императорского Русского географического общества: иногда отделы общества выступали и организаторами и создателями музеев[1].

Существовал еще и субъективный фактор, способствовавший развитию музейного дела в Сибири: высокий интеллектуальный уровень губернской и уездной администрации. Известно, что ряд губернаторов в Сибири были не только крупными чиновниками, но и учеными, деятелями культуры. Многие из губернаторов были не почетными, а действительными членами Русского географического общества; иногда они возглавляли соответствующие отделы общества, работали в составе общественных музейных советов (или других подобных органов)[2].

Сливаясь воедино, все эти факторы создавали благоприятную обстановку для широкой научной, просветительской деятельности музеев, для консолидации вокруг них наиболее активной, интеллектуальной части провинциального общества.

Но музеи не существовали бы так долго, если бы не возникла «общественная потребность», которая появляется на определенной стадии социального и культурного развития. Причем она должна возникнуть в широких слоях общества, иначе все попытки создания музеев потерпят неудачу. Комплекс перечисленных условий стал благоприятной почвой для создания в Сибири в последней трети XIX в. около двух десятков музеев.

По своему профилю создававшиеся музеи были комплексными, т. е. носили смешанный характер, поскольку основное их назначение заключалось в том, чтобы дать общую и полную характеристику края, в котором они находились. С большими трудностями решалась финансовая сторона вопроса. Сибирские музеи существовали на средства общества, при поддержке купцов-меценатов. Правительство и местная администрация выделяли небольшие суммы, показывая тем самым, что они поддерживают начинания общества, но, с другой стороны, этих средств едва хватало на развитие музеев, и если бы не поддержка населения, то музейное дело в Сибири быстро зашло бы в тупик[3].

Усилиями общества решалась и проблема кадров. Администрации в музеях, как таковой, не существовало, а ее функции выполняли особые комитеты, состоявшие из местных чиновников высокого ранга. Помимо избранных членов были и добровольные работники: ученые-исследователи, местная интеллигенция и политические ссыльные, которые не получали никакого денежного вознаграждения за свой труд.

Постепенно музеи стали переходить от хаотического комплектования и изучения фондовых собраний к более осознанному, основанному на научных принципах. Музей становился уже не просто хранилищем разнородных предметов, а научным учреждением, деятельность которого удовлетворяла научные и духовные потребности общества. Музеи проводили экспедиционную, экспозиционную и выставочную работу. Фонды пополнялись как за счет экскурсий по округу, организуемых самими музеями, так и экспедиций, направляемых в Сибирь из центра.

Исследовательская и просветительская деятельность музеев была обширна: 1) организация и проведение местных и широкомасштабных экспедиций, нередко далеко за пределы своего региона; 2) разработка и создание экспозиций и выставок; 3) накопление и собирание коллекций по разным отделам науки (геологические, ботанические, зоологические, археологические, этнографические, антропологические и т. п.); 4) научные исследования коллекций, их публикация, введение в научный оборот; 5) проведение фенологических, ветеринарных, почвенных, агробиологических и других подобных наблюдений; 6) проведение публичных лекций, бесед, слушаний по вопросам, связанным с исследованием края; 7) издательская деятельность, совместно с соответствующими отделами Императорского Русского географического общества (ежегодники, записки, доклады и т. п.), где публиковались основные итоги работы по разным направлениям[4].

Музеи стали очень популярными в обществе. Они создавали в городах интеллектуальное поле широкого диапазона, в пределы которого постепенно включались все новые и новые участники. Анализ социального состава посетителей музеев позволяет увидеть, что среди них были представители всех слоев населения. Занимая подчас, противоположные политические позиции они, тем не менее, находили широкие платформы для сотрудничества. Возрастной состав был таким чрезвычайно разнообразным. Ведя работу среди населения, музеи выполняли не только научно-исследовательские функции, но и культурно-просветительные, основываясь на информативных возможностях предметов, их способности оказывать эмоциональное воздействие. Это сделало музеи мощным орудием образования[5].

Своеобразным этапом в развитии музейного дела стало участие музеев в региональных, всероссийских и даже всемирных выставках. Результаты этого участия доказывали насколько плодотворно реализовывалась идея местных музеев.

Таким образом, в культурной жизни с конца XIX в. все большую роль начинают играть музеи. Различные слои городского сообщества, и, прежде всего, его наиболее образованная часть, постепенно пришли к пониманию того, что «развитие и процветание музеев находится в зависимости от демократизации просвещения <...> роста городов и городской жизни; музей, являясь популяризатором знаний в широкой среде, учит общество ценить и понимать смысл кажущихся привычными предметов, пробуждает в широкой среде общественное сознание, сознательную любовь к своей малой, провинциальной родине, затем к своему Отечеству»[6]. Подобное понимание было близко и общественности Томской губернии.

Так, в губернском г. Томске в конце XIX в. возникает целая сеть музеев. Научные музеи университета – анатомический, ботанический, минералогический, палеонтологический, зоологический, археологический, исторический и этнографический содержали много интересных коллекций и были открыты для публики преимущественно по воскресным дням. Кроме того, в 1893 г. в городе наконец-то открылся общественный Музей прикладных знаний при Обществе попечения о начальном образовании. Мысль об его открытии была высказана еще в 1887 г. Специальная комиссия в составе А. В. Адрианова, П. А. Буткеева, А. Ф. Жилля, Д. А. Клеменца, С. К. Кузнецова, И. П. Кузнецова и В. И. Шмурыгина выработала проект музея, утвержденный в 1890 г. А в мае 1891 г. началось сооружение пристройки к зданию Бесплатной библиотеки. Помещение для него было выстроено на пожертвования иркутского филантропа И. М. Сибирякова и томского купца П. В. Михайлова.

Торжественное открытие Музея прикладных знаний приурочивалось к десятилетию Общества попечения о начальном образовании (26 июля 1892 г.). Но эпидемия холеры, охватившая в то лето город и унесшая множество жизней, заставила отказаться от намеченного праздника. Во второй день августа того же года здание музея освятили, открытию же его препятствовало то, что не находилось человека, который взял бы на себя хлопотливые обязанности руководителя. Да и выставить в музее было пока что почти нечего[7].

Помещение музея, впрочем, не пустовало, в нем, например, располагалась школа рисования, которую также учредило и содержало Общество попечения о народном образовании, а преподавала в ней художница М. Черепанова[8].

В течение двух последующих десятилетий музей стал хранилищем большого числа экспонатов, демонстрирующих в основном природу и экономическое развитие Томской губернии. О серьезности постановки дела в этом музее говорят имена членов Комитета музея – известного экономиста и статистика (бывшего политссыльного) С. П. Швецова, а также знаменитого ученого и путешественника Г. Н. Потанина. Томичи охотно посещали это культурно-просветительное учреждение. Кроме него в городе работал Педагогический музей учебных пособий.

Музеи аккумулировали вокруг себя практически всех людей, так или иначе связанных с изучением края (как в узком, так и в широком понимании этого термина). В г. Томске, вокруг музея, работали археологи, этнографы, ботаники, географы. Среди них, например, П. Н. Крылов, ученый садовник из г. Казани, заложивший в 1885 г. при университете Ботанический сад и оранжерею. Примером могут служить музеи Барнаула, Усть-Каменогорска, Каинска, и ряда других городов губернии[9].

Тем временем собирались коллекции. Профессор университета Н. Ф. Кащенко приобрел для музея университета у будущего томского губернатора, а тогда – сотрудника Московского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии Н. Л. Гондатти коллекцию по шелководству, которую тот собрал во время научных поездок и экспедиций по Европе, Средней Азии, Южному Поволжью, Сирии и Египту. Энтузиаст пчеловодного дела в г. Томске, агроном В. Бажаев поделился предметами ухода за пчелами. Бывший воспитанник Алексеевского реального училища, уроженец села Киреевского на р. Оби, ставшего центром томского табаководства, лесничий Скрипченко предоставил материалы по культивированию табака в Сибири[10].

Заведующая Бесплатной библиотекой Н. Давидович занялась формированием книжного фонда музея. Она вела переписку со многими научными учреждениями России и стала получать от них интересные издания. В разработке программы деятельности музея приняли участие университетские профессора и сотрудники – Е. С. Образцов, В. В. Сапожников, П. Н. Крылов. Видя ограниченность возможностей организаторов музея, они предложили ориентироваться на сбор и показ экспонатов, отражавших сельское хозяйство, лесоводство и промыслы. Впоследствии в музее появились отделы минералогии и геологии, зоологии и палеонтологии, а также этнографии. Музей прикладных знаний пользовался популярностью в городе[11]. Тем более, что университетские музеи были все же малодоступными, а учрежденный в 1911 г. Томской городской думой Сибирский научно-художественный музей так и не открылся.

Будучи общественным учреждением, Музей прикладных знаний переживал все спады и подъемы в жизни общества. В 1903 г. Г. Н. Потанин, привлеченный к работе в музее, так описывал его состояние: «На днях я принял эти остатки разбитого корабля, т. е. пустые витрины с разбитыми стеклами и растерянными ключами <...>. Здесь когда-то были ботанический, зоологический и геологический, составленный профессором Зайцевым, отделы, были стеклянные цилиндры с спиртовыми препаратами, был педагогический отдел, и от всего этого великолепия <...> ничего не осталось...»[12]. Музей прикладных знаний улучшил свою работу с назначением на руководящие должности Г. Н. Потанина и С. П. Швецова, а также с перечислением денежных субсидий из городской думы. Судьба его, однако, печальна. В начале 1920 г. только что «воцарившиеся» в г. Томске большевики вывезли все коллекции в г. Новониколаевск[13].

3 февраля 1911 г. Томская городская дума приняла решение в ознаменование 50-летия освобождения крестьян от крепостной зависимости открыть Сибирский областной научно-художественный музей и ассигновать на эти цели 50 тыс. руб. Созданный тогда же особый комитет по выработке плана работы музея, собиранию и хранению экспонатов включал в себя известных в Томске деятелей культуры – Г. Н. Потанина, барона Б. А. Аминова, А. В. Адрианова, П. И. Макушина, архитекторов Т. Л. Фишеля, В. Ф. Оржешко, профессора Е. Л. Зубашева. Однако начавшаяся война с Германией заставила отсрочить реализацию их планов.

Томское Общество пчеловодства, открытое в декабре 1909 г., также организует свой музей, в фонды которого было передано все пчеловодческое имущество Барнаульского пчеловодного музея, принадлежавшее управлению Алтайского округа[14].

В рамках проведения мероприятий внешкольного образования общественные культурные общества (Общество попечения о народном образовании и неторговые культурно-просветительные отделы кооперативов) занимались и организацией общедоступных для простого народа музеев. Так, в своей культурно-просветительной деятельности сибирские кооператоры, желая расширить пропаганду технических усовершенствований, пришли к мысли о создании плавучих музеев. В 1909 г. была предпринята экспедиция в приобскую часть севера Томского уезда. «Специалист молочного хозяйства» Н. В. Королева организовала передвижной музей, где демонстрировалась работа северных маслоделов. Музей размещался на барже, прикрепленной к пароходу «Маяк». Пароход курсировал в экономически слабо развитом районе томского севера, где основным занятием населения являлось животноводство и пчеловодство. Потому в музее было устроено молочно-хозяйственное и пчеловодческое отделения. В молочно-хозяйственном отделении размещался действующий маслодельный «завод», имелись наборы молочной посуды, плакаты, брошюры по скотоводству и молочному хозяйству. По пути следования сотрудники снабжали население соответствующей литературой. Для населения музей оказался диковинкой. К нему проявляли огромный интерес. Однако значительная часть людей не смогла ознакомиться с работой музея, т. к. отдаленность, плохие пути сообщения, занятость на сенокосе в значительной мере затрудняли к нему доступ. Не все посетившие могли использовать новшества в своих хозяйствах: не хватало средств, т. к. организация маслодельного завода в северных условиях требовала больших материальных затрат[15].

Еще одной проблемой стал все возрастающий дефицит в финансовых сметах общественных организаций внешкольного образования пагубно отражавшийся на развитии старых и на строительстве новых народных музеев. Существующие музеи не пополнялись, их экспозиции не обновлялись, условия хранения выставленных для обозрения предметов не соответствовали нормам. Большинство музеев находилось в состоянии, непригодном для посещения публики.

Самый известный из них – при томском обществе попечения о народном образовании, в помещении бесплатной библиотеки – не был исключением. В отчете общества за 1914 г. есть красноречивые строки: «Печи в помещении музея настолько плохи, что температура чуть ли не уличная, публика идет неохотно, боясь простуды, если так останется в будущем, музей придется закрыть»[16].

Итак, в конце XIX – начале ХХ века музейное дело в Томской губернии только начало формироваться. Еще не был создан единый орган управления, не были выработаны единые правила, программы и уставы музеев, отсутствовало сотрудничество между музеями; не было специальной литературы. Да и музейной сети, в полном смысле этого слова, пока еще не было, появились лишь ее контуры. Но даже в условиях разброда, отсутствия четкой организации музейного дела эти учреждения играли большую роль как культурно-просветительные, образовательные и научные центры, являлись

являлись одним из звеньев развития всего региона в целом.



Примечания:

 

[1] Шатилов М. Б. Исторический очерк и обзор Томского краевого музея (1922 г. – 18 марта 1926 г.) // Труды Томского краевого музея. Томск, 1927. Т. 1. С. 3–37.

[2] Гондатти Николай Львович (1863–1946 гг.) действительный статский советник, камергер Высочайшего двора. За службу был награжден орденами Св. Владимира IV и III степеней, имел два ордена Св. Станислава, в том числе один – за изучение сибирских окраин, серебряную медаль в память царствования императора Александра III и бронзовую медаль за труды по проведению первой всероссийской переписи населения 1897 г. Кроме того, имел награды ряда иностранных государств: китайский орден Двойного Дракона, бухарский орден Золотой Звезды, Почетный орден Французского легиона. Крупный исследователь-этнограф народностей Западной и Северо-Восточной Сибири и видный сибирский администратор. Родился в Москве в 1863 г. Окончил Московский университет – юридический и физико-математический факультеты (1885 г.). С 1894 г. заведующий переселенческим делом в Приморской области. В 1900 г. получил назначение правителем канцелярии иркутского генерал-губернатора, в 1905 г. тобольского, а в 1908 г. томского губернатора. При его участии в Томске открыты высшие женские курсы. В 1909 г. участвует в совещании в Петербурге о нуждах Сибири. В 1910 г. назначен начальником амурской экспедиции. С января 1911 г. по 1917 г. – генерал-губернатор Приамурского края. (http://admin.tomsk.ru/pages/city_citizens_gondatti)

[3] Шатилов М. Б. Указ. соч. С. 3–37; Байкова О. Г. Формирование музейной сети Сибири в конце XIX в. // Музей и общество на пороге XXI века. Мат. Всерос. науч. конф., посвящ. 120-летию Омского гос. ист.-краевед. музея. Омск, 1998. С. 146–147.

[4] Матющенко В. И. Музеи Сибири как интеллектуальные центры в конце XIX – начале XX вв. // Музей и общество на пороге XXI века. Мат. Всерос. науч. конф., посвящ. 120-летию Омского гос. ист.-краевед. музея. Омск, 1998. С. 145.

[5] Байкова Указ. соч. С. 147.

[6] Цит. по: Очерки русской культуры XIX века. Т. 1. Общественно-культурная среда. М., 1998. С. 33.

[7] Сибирский вестник. 1892. 24, 31 июля, 9 окт.; 1895. 19 апр.

[8] Томский листок. 1896. 3 апр.

[9] О деятельности Барнаульского музея см.: Падалкина О. В. Музей глазами современников // Алтайский сборник. Вып. XVII. Посвящен 170-летию Алт. краевед. музея. Барнаул, 1993. С. 6–25.

[10] Сибирский вестник. 1895. 22 февр.

[11] Сибирский вестник. 1895. 19 апр., 4 июня; Шатилов М. Б. Указ. соч. С. 2.

[12] Письма Г. Н. Потанина. Иркутск, 1992. Т. 5. С. 65.

[13] Томск. История города от основания до наших дней. Томск, 1999. С. 150.

[14] Ежегодник Томского общества пчеловодства (Томск), 1911. № 1. С. 8.

[15] Алексеева В. К. Культурно-просветительная деятельность сибирских кооператоров в дореволюционный период // Развитие культуры сибирской деревни в XVII – начале XX вв. Новосибирск, 1986. С. 134.

[16] Сибирская жизнь (Томск), 1915. 3 марта.

 

Автор - Фадеев Константин Викторович, аспирант кафедры истории России и политологии Томского государственного архитектурно- строительного университета.

 

E-mail: fadeevk@rambler.ru

 

 

 

 

Hosted by uCoz