Главная страница

Дикан И.А.

(г. Красноярск, Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева)

Особенности взаимодействия культур в социуме крестьян Восточной Сибири

(последняя четверть XIX-начало XX вв.)

Свой мир, свои традиции были у старожилов-сибиряков, как граничащий но и тесно взаимодействующий с миром традиций центральной части России. Попав в мир старожилов, переселенцы растовались со своими «российскими привычками», обычаями, приобщались среде новых социальных норм и отношений. Однако, в последней четверти XIX в. на глазах сибирских крестьян ускорился процесс вторжения  переселенцев, сыгравший роль новых факторов адаптации к ним. Все больше и больше начинают проявляться расхождения: сибиряки и «новопоселенцы» все более противопоставляют устремления на сохранение «обычаев предков»,  верность традициям, заветам предков и отцов. В условиях ускорения модернизации главными ценностями становятся инновационные приобретения. Прежде, для тех и других опора на опыт адаптированной традиционной культуры обеспечивал благополучие крестьян и их семьи, но сейчас таковыми становится степень максимального взаимопробретения. Резко углубился взаимообмен наработанными культурными ценностями между старожилами и переселенцами.

«Пришлые» несли в сибирскую деревню более современные методы обработки земли, приемы строительства и обустройства усадьбы, новые сельскохозяйственные культуры, навыки обращения с техникой. Многие элементы строительного искусства и оформления интерьера жилища «из Рассеи» вносят живое разнообразие во внешний вид селений. В области языка сибирских старожилов наблюдаются вторжение новых слов и словосочетаний. В обыденную речь включаются новые, доселе неизвестные выражения «пришлых», создание новых слов (слова-«новотворки») и комбинации их (растатура-неразбериха), наделение новым содержанием старых слов (орден-ордер; спекулянт-пискулянт), заимствование и перестройка некоторых слов согласно народной этимологии и попытки осмысления непонятных новых слов. К ним можно отнести следующие слова: «Переверт – переворот, разделюция – ссора, разговор, вызывающий раскол и др.» (1).

На фоне новоприобретений значительно резче и патриархальнее стали выделяться особенности традиционной культуры старожилов. Перенимая внешние формы новаций, облегчающие ведение хозяйства и размывающие жесткие ограничения в нормах поведения, старожилы более ревностно стараются абсолютизировать «заветы предков». В этом нам представляется действие механизма психологической защиты перед страхом потери старины. Все больше старожилы и переселенцы «отгораживаются» улицами, «концами», отдельными селениями. Замечено, что стало меньше смешанных браков старожилов и переселенцев. Этнографы отмечали, что сибирские крестьяне более старательнее соблюдают свои ритуалы в условиях взаимодействия с традициями русских переселенцев из Ценральной России и традициями представителей других народов.

Рассмотрим данные особенности традиций сибиряков на примерах свадьбы и похорон.

Если прежде свадьбы могли нести в себе соединение элементов строго и новопринесенного, то свадьбы «чисто по-рассейски (по-воронежски, по-курски)» и «по-местному» игрались как бы «в соревновании». Зафиксированы свадебные обряды, родившиеся в глубокой древности, принесенные в Сибирь, но в условиях конца ХIХ века закрепившие основные сюжеты и сущностные ритуалы. Старожилы и новоселы стараются прежде всего подчеркивать приверженность четкой последовательности этапов, строгого распределения ролей. Так, за образец сибирской можно взять «Описание крестьянской свадьбы в деревне Лапиной на реке Оне в Енисейской Губернии.

Первая часть-торг. К отцу и матери намеченной в невесты девицы приезжают родные жениха, их принимают с почетом, говоря: «сват – не сват, а добрый человек». Начинается сватовство, которые состоит в том, что родные невесты объявляют цену (Х-рублей + У-ведер вина), а родные жениха торгуются. Придя к обоюдному согласию, стороны расходятся, и наступает вторая часть – смотренье. В дом невесты приезжает жених с «тысяцким, дружкой» и другими боярами. Невеста дарит жениху шаль, а он передает ей деньги по договору. Затем, под руки они идут в горницу, где ждут их появления бояре. Смотренье сопровождалось боатыми подарками гостей. Считалось почетным присутствие на данной церемонии  как знатных и уважаемых, так и богатых людей. Как и прежде, в это время в Сибири не было четкой дифференциации между социальными группами людей, и, поэтому, не считалось зазорным присутствовать на свадебных обрядах у человека, который находится ниже на имущественной и социальной лестнице.

Третья часть – девичник. После окончания застолья, гости жениха и он сам уходят. Начинается девичий стол, т.е. невеста угощает девушек. Потом пять приходят жених и бояре и начинается пляска девушек с боярами, а жених и невеста это время сидят в кутье. По окончанию вечера жених с гостями уезжает, а девушки остаются ночевать в доме невесты.

Далее наступает четвертая часть – бранье. Так называется день отъезда под венец. Утром невесту одевают и садят за стол, приезжает жених, он начинает стучать в запертую дверь горницы, говоря «Господь помилуй»- отец невесты отвечает «аминь», - дверь отворяется и все входят. После этого начинается довольно интересный момент- сраженье свах, которое состоит в том, что у каждой свахи, как у  жениховой – так и у невестиной, в руках блюдце на котором опрокинута с вином рюмка; как только свахи встретятся, перепрокидывают рюмки и чокаются, но в момент чоканья каждая старается или свое вино перелить в рюмку  другой или облить свою противницу. Которой это удается, та и считается победительницей.

Завершающий этап - выкуп косы. Здесь тоже есть свои особенности. Выкуп начинается с того, что место жениха занимает брат невесты. В этот момент, жених бросает шапку с такой силой, чтобы брат ее не поймал. Никто не садится за стол, пока жених не кинет шапку с такой силой, что  брат невесты ее не поймает. Как только жених занял свое место, девицы выходят из-за стола и освобождают место для тысяцкого, свахи, жениха и других бояр. С этого момента начинается застолье» (2).

В последней четверти XIX века в соревновании традиций окончательно оформляются компоненты похоронного обряда. Важной особенностью становится выраженная «мелочность» действий и ритуалов подготовки похорон. Особое внимание уделяют приметам, сопровождающим всех и вся. Объяснение причин смерти были разнообразными. «Когда покойников из одного семейства хоронят рабом, то все время будут умирать члены семьи». «Когда кладбище увеличивают, то и покойников больше в тот год». «Если в новом кладбище похоронить первым человека из своей деревни, - мор на людей в этой деревне будет».

 Если у покойника один или оба глаза открыты, это истолковывалось в том смысле, что «он один идти не хочет. При этом окружающие говорят:

-Выглядывает, каво-то уташшыт, за собой поведет».  В таких случаях умершему закрывают глаза, положив на них по медной монете (3).

Можно подытожить наличие многих ритуальных особенностей. Икону в Сибири было принято ставить не на грудь усопшему, а в голове. Покойника прикрывали полотном, парчою. На столике в изголовье обязательно ставили чашку с водой. «Чтобы душа смогла умыться», - говорили знающие люди. Свечку ставили в сосуд с зерном. Во гроб стелили кудель и венечные листья.

Особо чтимого покойника несли на руках до «могилок». После выноса тела тут же переворачивали скамью, а в передний угол, где лежал усопший, клали камень – «серовик», верили – «покойника в этом доме больше в ближайшее время не будет». Камень лежал 6 дней. Сразу после выноса тела, мыли в доме полы. Нужно отметить, что в Европейской России, в отличие от Сибири, гроб обычно не обшивался. Если позволяло состояние, гроб накрывался или оббивался парчой.

Однако, своеобразие похоронного обряда старожилов не мешало соседу-переселенцу хоронить своих близких «по-российски». При этом поведение пришедшего на похороны старожила строилось согласно обычаям данного дома, данных традиций. Таким образом, мы можем говорить о том, что границы мира «своих» начинают проходить по границе усадьбы, малой корпоративной группы, веры, собственных убеждений человека. Это может быть важным признаком формирования сознания нового индустриального периода сибирской истории. Если прежде сибирская община уравнивала всех своих членов жесткими нормами запретов и правил, то теперь, выстраивая четкие границы между «своими» и «чужими», формирует многообразие малых культурных социумов внутри  крестьянского мира или по-соседству.

  Продолжение изучения проблемы взаимодействия культурных традиций крестьян-старожилов и переселенцев, позволит нам выявить причины и специфику сохранения в Сибири социокультурной «терпимости» и согласия.

 

Примечания

1.      Виноградов Г.С. Этнография и современность. – Иркутск, 1923. // Архив Красноярского краеведческого музея.  Ф. 63,5. Оп. В 493)

2.        Живая старина. Периодическое издание Императорского русского географического общества. Изд. В.И. Лошанского. -  С-Пб., 1897. // Библиотека Красноярского краеведческого музея. - № 17443.

3.        Виноградов В. И. Смерть и загробная жизнь в воззрениях русского старожилого населения Сибири. - Иркутск:1923.

 

 

Автор: Дикан Ирина Александровна – студентка 3 курса исторического факультета Красноярского государтсвенного педагогического университета им. В.П. Астафьева

 

 

 

Hosted by uCoz