Главная страница
Чуркина Н.И.
(г. Омск, Омский государственный педагогический университет)
Создание системы подготовки учителей в Западной Сибири во
второй половине XIX века
Во
второй половине XIX века, после серии либеральных реформ, в том числе и реформы
образования, в России происходит быстрый рост образовательных
учреждений, (прежде всего начальных училищ). Было расширено содержание
образования, увеличен срок обучения - начальная школа постепенно становилась
основной низшего специального образования. В связи с этим встал вопрос о новой
качественной подготовке учителей для начального училища. На протяжении первой
половины XIX века апробировались различные формы педагогического образования
(Главный педагогический институт, педагогические курсы при университетах,
учительский институт), но каждое из перечисленных учебных заведений дало скорее
негативный опыт.
Поэтому
в 60-х гг. началось интенсивное развитие учительских семинарий. «Открывались они преимущественно в тех
местах, которые нуждались в хорошо подготовленных русских учителях начальной
школы. Вместе с тем, при выборе мест в среде иноязычных народностей избирались
такие пункты, населению которых вследствие исторических событий, могло угрожать иноязычное влияние.» (1,146) В первую очередь семинарии были открыты в
западных губерниях – Дерптская учительская семинария, Молодеченская, и т.д. Согласно официальным
документам, учительские семинарии были призваны «утверждать учащихся в святых
истинах веры, получать отчетливые в ней познания, причем, главное стремление
должно быть направлено к возбуждению в сердцах их теплых чувств благоговейной
любви к Богу и Божественному Спасителю и горячей преданности Государю
Императору, уважение к закону и гражданскому порядку, любовь к своему делу и
душевное желание влить в сердца поручаемых им детей. Чувства веры и
добродетели, должны быть сроднены со всеми помышлениями воспитанников». (1,447) Эти цели сохранялись
в педагогическом образовании вплоть до конца XIX века.
Не
менее остро проблема подготовки учителей для русских школ стояла и в Западной
Сибири. В журнале Министерства народного просвещения за 1871 год отмечалось:
«Сибирь страдает недостатком учителей, вследствие того начальных училищ там
мало и существующие находятся в крайне плохом
состоянии. Инородческие поселения необходимо ограничить от мусульманского
влияния. Лучшим средством является развитие между населением образования,
основанного на началах христианской религии и распространении знаний русского
языка» (2,14) Подготовка русских учителей в
Так как
учительская семинария была в то время единственным профессиональным учебным
заведением в Омске, основную массу учащихся составляли дети дворян, чиновников,
духовенства. Но постепенно, с развитием сети профессионального образования учительская
семинария стала местом обучения непривилегированных слоев населения, в основном
крестьян и горожан, которых привлекала возможность получения профессионального
образования за государственный счет. В 1914 году из 24 выпускников Омской
учительской семинарии 23 были государственными стипендиатами. После окончания семинарии они должны были
отработать в системе МНП по 2 года за каждый год бесплатного обучения. (3,46)
Учительские
семинарии не имели статуса среднего учебного заведения и занимали промежуточное
положение между начальной и средней школой, являясь тупиковой веткой системы
профессионального образования, т.к. выпускники учительских семинарий не могли
поступать в высшие учебные заведения.
Аттестат учительской семинарии «ценился то на уровне среднего, то ниже
среднего». (4,108)
Вторая
в Западной Сибири учительская семинария была открыта только в 1904 году в селе Павловском Томской губернии. В
следующий период развития
педагогического образования (1910-15 гг.) семинарии были созданы в Тобольске,
Барнауле, Ялуторовске. Особенностью последней стало то, что она была первой в
Западной Сибири женской учительской семинарией. Таким образом, в Западной
Сибири активно процесс создания учительских семинарий начинается в начале ХХ
века, когда и в Сибири происходит быстрый рост начальный училищ, ускоренный
строительством железной дороги и массовым переселением.
Учебно-воспитательный
процесс учительской семинарии можно условно разделить на три части:
религиозно-нравственное воспитание; профессиональная и общеобразовательная
подготовка. Каждый блок включал в себя целую систему педагогических
воздействий.
В
инструкции для учительских семинарий 1875 года отмечалось, что основанием
начальных училищ должны быть православие и народность, поэтому и в
семинарии один дух во главе -
преданность к Церкви, Царю и Отечеству. Религиозное воспитание пронизывало все
сферы жизни семинарии. В правилах для учащихся Омской учительской семинарии
религиозные обязанности находились на первом месте и являлись самыми обширными.
Учащиеся Омской учительской семинарии должны были посещать общественные богослужения в воскресные и
праздничные дни, а так же и вечером, накануне этих дней, совместно с
законоучителем в ближайшей к семинарии казачьей церкви. Там же подробно
описываются нормы поведения в храме и обязанности семинаристов в исполнении
церковных таинств. Вся жизнь воспитанников должна была строиться на соблюдении
православных норм: посты, говение, чтение книг религиозно-нравственного
содержания, Божественного писания. Уже приемные испытания в семинарию включали
в себя проверку знаний по Закону
Божьему, который семинаристы изучали 4-5 раз в неделю. Не только законоучитель
в семинарии должен был нести православие в души учащихся, но и все члены
педагогического Совета служили примером воспитанникам и «сами воспитанники,
принадлежащие преимущественно к семьям крестьянских поселенцев, вносят в
заведение те коренные элементы жизни русского человека, для которого чуждо все
иноземное и свято все свое». За каждым учащимся закреплялся наставник, в
обязанности которого входило наблюдение за поведением учащихся, в том числе и
на частных квартирах, анализ домашнего чтения, дружеских связей.
Второй блок учебно-воспитательного процесса
был представлен специальной педагогической подготовкой. При семинарии создавались опытные начальные
училища, в которых воспитанники не только давали пробные уроки, но и выполняли
все должностные обязанности учителя начальной школы. В учительских семинариях
постепенно сложилась система педагогической практики, на которую уходила
значительная часть учебного и свободного времени учащихся и педагогов.
Например, на одном из заседаний Педагогического Совета Омской учительской
семинарии по предложению директора Водянникова был рассмотрен вопрос об
организации практических занятий учащихся 3 класса, включающих следующие виды
деятельности:
1. пробные уроки в начальной школе, к
которым семинаристы допускаются после одобрения подробной программы урока
учителем-руководителем. Обязательное обсуждение урока после его окончания. В
течение года каждый ученик третьего класса дает 24 урока по всем предметам
начальной школы.
2. Приватное знакомство с руководствами
по предмету совместно с наставником.
3. Посещение уроков в начальной школе с
подробным конспектом хода урока;
4. Еженедельный разбор проведенных
семинаристами уроков на конференциях.
5. Для лучшего ознакомления учащихся с
методами преподавания устроить три раза в неделю вечерние собрания, на которых
проводятся педагогические беседы или чтение вслух новых пособий.
6. Письменный разбор учебников по всем
предметам.
7. Назначить из учеников 3 класса
дежурных для наблюдения за поведением на переменах в начальной школе.
8. За учащимися 3 класса закреплялись
ученики начального училища, на которых необходимо было составить письменную
характеристику. (5, 36)
Таким
образом, мы видим, что последний год обучения был в основном, посвящен развитию
педагогический умений семинаристов. Но практическая подготовка начиналась уже с
первого класса, когда воспитанники
посещали уроки в начальном училище, разбирали ход урока совместно с
преподавателем, читали и анализировали методическую литературу и учебники. Во
втором и третьем классе начиналось изучение педагогики и психологии, методик
учебных предметов. Программы этих курсов указывают на ограниченность
теоретических психолого-педагогических знаний учащихся, когда рассматривались
только базовые понятия. Тесная связь с
реальным учебным заведением давала возможность хорошо развивать и закреплять
основные педагогические приемы, отработать традиционные методики преподавания
предметов, изучаемых в начальных училищах.
Слабым
звеном семинарии была общеобразовательная подготовка, хотя успеваемости
семинаристов педагогический коллектив уделял серьезное внимание. На заседаниях
Педагогического Совета регулярно анализировалось качество обучения,
по каждому воспитаннику составлялась характеристика, включающая в себя не только средний балл по
предмету, но и сформированность таких качеств как способности, прилежание,
успехи, поведение, которые оценивались индивидуально уже не в баллах, а терминах: вполне хорошо,
вполне удовлетворительно, посредственно и т.д. Средний балл по предметам чаще
всего не превышал 3,5, нередким явлением были неудовлетворительные оценки за
год и экзамены, что приводило достаточно большому проценту выбывших
до окончания курса. Например, в 1877-78
гг. «поступило на первый курс - 44 человека, выбыло 9; поступило на второй курс
15 - выбыло 1; поступило на третий курс
- 10 не выбыл никто». Еще через полгода от первого курса осталось 25 человек,
от второго - 14». (6, 21). Причин к этому несколько - недостаточная
первоначальная подготовка воспитанников, большая нагрузка, с которой не всем
удавалось справляться (в прошениях к Педагогическому Совету часто указывается
на причину выбытия - болезнь), ответственное отношение к качеству подготовки
воспитанников со стороны педагогов семинарии. Этому служили и переводные
экзамены по предметам, которые педагоги учительской семинарии отстаивали как
необходимую меру контроля. Как и в других учительских семинариях в Омской
учительской семинарии были разработаны Правила о приемных экзаменах, Правила о
переводных экзаменах. Но уровень
общеобразовательной подготовки выпускников учительских семинарий был очень
низким. Во многом на это повлияла низкая квалификация педагогов.
Промежуточное
положение учительских семинарий приводил к тому, что квалифицированных
педагогов им не хватало. Только законом от
Примечания:
1. Григорьев В.В. Исторический очерк русской школы, М. 1900
2. Обозрение
действий МНП за
3. Ищенко О.В. Студенческая и учащаяся молодежь в общественном движении Западной Сибири // Диссертация на соискание степени кандидата исторических наук, Омск, ОмГПУ, 2001
4. Мезенцева В.В. профессиональная и общественная деятельность интеллигенции в Западной Сибири (конец XIX- начало XХ вв.)//Диссертация на соискание степени кандидата исторических наук, Омск, ОмГПУ, 2001
5. ГАОО, Ф.115, оп.1, д.1 Омская учительская семинария
6. ГАОО,
Ф. 115, оп.1, д.7
Автор: Чуркина Наталья Ивановна - доцент кафедры педагогики
Омского государственного педагогического университета, кандидат педагогических
наук