Главная страница

Баркова О.И.

(г. Красноярск, КрасноярскНИИПРОЕКТ)

Особенности Стратегии пространственного развития как нового этапа освоения Сибири

 

Опыт  стран с развитой рыночной экономикой свидетельствует о том, что градостроительное планирование территориального (пространственного) развития  рассматривается там как обязанность правительства, и более того, является одним из важнейших  направлений его деятельности. Это обеспечивает эффективное использование ограниченного национального ресурса – земли – территории.

Феномен промышленных революций характерен для аграрно перенаселенных стран. Как известно, земельная теснота, нехватка  территории в стране, рискованный характер земледелия и зависимость от погодных условий ведет к предельному увеличению социальной неравномерности. Промышленность, как более доходная сфера деятельности, к тому же не так сильно как сельское хозяйство зависящая от погодных условий, в большей мере поддающаяся прогнозированию и планированию, всегда была сферой государственного интереса. Особенно, когда ее продукция направлена  на внешний рынок сбыта. В связи с утверждением капиталистического способа производства, окончательно выделилась в самостоятельный этап строительства система архитектурно-строительного проектирования, в основных чертах сложившаяся в Западной Европе в XV-XVI вв.  Процессы индустриализации и урбанизации неотделимы друг от друга. Таким образом, миллионы человеческих судеб были поставлены в зависимость от развитости строительного комплекса. 

Каркасом  сборки и усиления государства в индустриальном обществе служат  города. В них ведется основная хозяйственная деятельность, создается основной ВВП. Политика в области градостроительной деятельности преобразовывает все социально-экономические процессы.  

В условиях форсированной индустриализации в Советской России в 1930-х гг. государство возложив на себя функции землевладельца, предпринимателя, строителя, руководителя, законодателя и арбитра в одном лице, приступило к развертыванию жилищной программы.

Одним из главных результатов советского периода  развития России стали стремительные темпы роста городского населения. Примерно восьмикратное увеличение численности горожан коренным образом изменило облик страны, превратив ее из сельской  аграрной в городскую индустриальную. Перед первой мировой войной в городах проживало около 16% населения, сейчас по доле горожан (73%) Россия находится на среднем для стран Европы уровне и немногим отличается от США (76%) и Японии (78%). Существенное место в данных программах занимала Сибирь. Экстенсивный метод развития народного хозяйства и государственные цены на энергоносители сыграли государству на руку  в геополитическом плане. Политика «прирастания Сибирью» в целом не противоречила политике державности.

Социально-экономические реформы двух последих десятилетий, существенно отразились в сфере строительства  и деятельности проектных организаций.  Снизилось жилищное обеспечение населения. Дезурбанизации Севера и Востока страны отразилась на смежных отраслях экономики: транспорте, энергетике, оборонном комплексе. Сибирские города, получившие свой главный рост в эпоху социалистической индустриализации, пришли во время перестройки к достижению только одной социальной цели - торговой сети в большей части импортным ширпотребом.

Причиной этого, по мнению Э.А.Шевченко, начальника Управления Госстроя России, отсутствие главной части градостроительной политики - ее стратегии. Национальные приоритеты  вначале следует выработать, получить поддержку населения, к чему призывает Конституция, статья 15, пункт 3; ст.41, пункт 3 и ст. 42, а затем приниматься за разработку «Генеральной схемы расселения» или «Схемы пространственного развития». Основная стратегическая задача архитектуры и строительства, имеющая государственное значение – обеспечение населения страны жильём.  Кто же рынок или государство, город или село может справиться с этой задачей?

Город при всей своей технической вооруженности является более хрупким организмом и в смысле самодостаточности значительно уступает деревне. Это делает деревню жизненно важной в качестве резервного образа жизни, на который человечество может перейти в случае техногенной аварии. Исторические примеры показывают, что в вопросе обеспечения  продовольствием беспомощность города очевидна (Блокада Ленинграда, массовые отключения энергии с замерзанием людей в квартирах в мирное время). Где в условиях сурового климата более экономно расходуется энергия – в городе или селе—вопрос риторический. То, что исторически возникло раньше, то и целесообразнее для человека как биологического вида.

Одна из опасностей состоит в том, что Западные страны, менее всего нуждающиеся в развитии, вынуждены выступать в роли "локомотивов" мировой экономики. В том смысле, что именно от темпов их роста зависит возможность увеличения импорта в эти страны, а значит, и общая перспектива развития всех остальных государств, включая Россию. Ведь в самих этих государствах спрос крайне низок и не может стимулировать сколько-нибудь масштабный рост их экономики.

Еще в 1964 г. экономист С.Г. Струмилин  изучив связи городского населения с производством при максимальной индустриализации бытового обслуживания, разработал понятие микрорайона. Эти, несомненно положительные явления, обернулись угрозой жизни людей, стоило вновь возвратиться частной собственности и последовавшему за ней монополизму. Прежде, так называемые «спальные» районы, основывались на санитарно-технических, транспортных и  экономических нормах  того времени с учетом низкой стоимости бензина и электроэнергии.  В условиях современной России, в условиях монопольного владения источниками энергии ввиду слабого финансового состояния проживающего населения, содержание жилого фонда ложится подчас непосильным бременем на муниципальные бюджеты. Наиболее опаснми издержками стала потеря жилья гражданами.  Так на конец 1993 г. в России насчитывалось около 4 млн. бездомных (информационный бюллетень ВЦИОМ», 1995, № 4).

В СССР бездомности как социального явления официально не существовало. Основную массу расходов по содержанию жилья несло государство. В 1989 г. на 1 рубль взимаемой с жильцов платы было 6 рублей государственных дотаций. В семейном бюджете рабочих и служащих расходы по оплате квартиры составляли около 1%, а со всеми коммунальными услугами – 3%. Сейчас городское жилье находится в ведении органов ЖКХ. Основные фонды ЖКХ составляли и продолжают составлять треть всех основных фондов страны. Естественно, новые задачи реформ неизбежно оказались связаны с задача перестройки ЖКХ.

  В условиях формирования рыночной экономики, локомотивами создания новой экономики должны были явиться прежде всего налаживание массового производства товаров длительного пользования и строительство жилья. Вполне закономерно, что в данных условиях государство и органы местного самоуправления практически прекратили финансирование как гражданского, так и промышленного строительства.

Планировочная структура Красноярска, как и остальных городов  края характерна следующими планировочными особенностями:

-    высокой концентрацией промышленных зон и предприятий;

-   значительной концентрацией предприятий в сложившихся промзонах и их экологически опасное отраслевое сочетание;

- непосредственной близостью промышленных зон и селитебных территорий;

- наличием промышленных предприятий 2-4 класса санитарной вредности в жилой застройке;

- отсутствием организованных санитарно-защитных зон (СЗЗ) промышленных узлов и предприятий;

- пересеченностью селитебных территорий автодорогами и железнодорожными путями.

На территории Красноярского края 87 крупных промышленных предприятий не имеют санитарно-защитных зон.

По официальной статистике настоящий момент в Красноярске проживает 875,7 тысяч человек. Жилищный фонд всех категорий составляет 17 млн. кв.м. Это означает в среднем 19,3 кв. м на человека (?!). Однако, в неблагоустроенном и ветхом жилье проживает 56 872 чел., а в общежитиях проживает около 92 000 человек. Общая площадь общежитий составляет 828 800 кв. метров. Гигантские масштабы предстоящей реконструкции массовой жилой застройки прошлых десятилетий и  ее сложность ставят эту проблему в ряд наиболее важных проблем отечественного градостроительства. В Красноярске наибольшее количество строений ветхого и аварийного жилья приходится на районы: Ленинский – 47%, Свердловский – 17,1%, Октябрьский – 9,2%. Прогноз старения жилищного фонда требует незамедлительных мер по планированию его сноса. Остро стоит проблема инженерных коммуникаций. Более 40 тыс. километров канализации и 70% теплотрасс находятся на грани выработки планового ресурса.

В последние годы советской власти резко ухудшилась ситуация с обеспечением квартирами рабочих красноярских предприятий. Десятки тысяч их остались в общежитиях, переставших быть ведомственными. Позднее начали расформировываться и распадаться предприятия, чьи  люди попали под сокращение без шансов и вернуться в промышленность и накопить другими способами на покупку городских квартир. В так называемых «гостинках» и «секционках» ныне живут люди, не имеющие источников дохода, позволяющих рассчитывать на какое-то улучшение жилищных условий. «Приоритет» катастрофичности нужно отдать жителям районов компактно застроенных домами первых панельных серий по улицам 2- Хабаровской, Королева, Курчатова, Калинина. В демографическом плане там наблюдается сосредоточение  одиночек и бездетных молодых семей. До сих пор треть красноярцев проживает в неблагоустроенных квартирах.

Наша позиция следующая. Обязанность создания коммунальных условий для части населения, которая «не способна вписаться в городской уровень жизни», по-прежнему является обязанностью государства. Крайне опасно и антигуманно заставлять их медленно умирать, спиваться, деградировать, а тысячи их беспризорных детей превращать в угрозу для тех, кто «вписался» и в угрозу для государства в целом. Людей нужно ставить в более справедливые условия. Однако можно ли ставить их шансы на выживание в зависимость от их личных усилий?

Многомиллионная Россия представляет собой огромный потенциальный рынок ипотеки в Европе, по самым скромным оценкам, объем спроса на этом рынке составляет от 10 до 30 млрд. долларов, тогда как текущий объем ипотечного рынка составляет порядка 200 млн. долларов или менее 0,01% от ВВП. В прессе много говорят о необходимости  сделать упор на развитие качественного типового жилья, в частности малометражного. Ибо темп роста цен на жилье значительно опережает темп роста доходов потенциальных потребителей. Так как с каждым годом происходит удорожание недвижимости и возможность приобретения жилья на собственные средства становиться просто невозможной для большинства граждан.

Однако, вряд ли найдется такой вид кредитования или ипотеки, который может быть распространен на данную категорию населения. Поэтому более справедливо по отношению к людям, – дать возможность вернуться на землю. Эквивалент стоимости данного жилья - стоимость их жилой площади в общежитиях. Вполне возможно при условии поддержки населения, сформировать на протяжении территории, прилегающей к автострадам жилые группы с объектами культурно – бытового обслуживания в первых этажах и с земельными наделами. Такие поселки редко бывают скучными: витрины, ремесленные мастерские, закусочные со столиками на улицах, площадки для игр детей и молодежи, магазины для продажи рассады садоводам, и, наконец, рынки с пространственным покрытием – все будет служить для разнообразной и полезной деятельности. Не нужно драться за каждый квадратный метр – земли в Сибири достаточно. Еще в «столыпинский период» в целях решения проблемы перенаселения Центральной России и организации самостоятельного землевладения, было организовано переселение крестьян на свободные сибирские земли. Социалистическая индустриализация прекратила поступательный ход этих процессов.

Краевой земельный комитет должен быть хоть немного ответственнее, гражданственнее и инициативнее, а не превращаться в подобие архивариуса Коробейникова из романа «Двенадцать стульев». Грамотное управление земельными ресурсами позволяет влиять на социальную систему общества. Особенности и прохождения в Красноярском крае процесса учета и классификации земель - одна из причин проводящейся сейчас реструктуризации крайкомзема.

В ближайшее время в крае будут реализованы глобальные экономические проекты – развитие зоны Нижнего Приангарья, Богучаны, Ванкор, новые современные технологии в авиастроении. Ожидается рост числа вакансий в электроэнергетике, машиностроении, сфере информационных технологий.

В нашей постановке Стратегии пространственного развития края практически все пункты данного развития – вне городов. Людей, проживающих на этих территориях не обязательно делать горожанами. Достаточно наладить эффективные связи с городом. Принимая большой поток неполностью занятых, сбалансированный  город внес бы большой вклад в повышение жизненного уровня населения во всей окружающей среде, та как он принимал бы неполностью занятых, а возвращал обратно уже квалифицированные кадры занятых и менеджеров-профессионалов, насаждал бы повсеместно деловую активность, генерированную в городе.

Гуманитарный императив пространственного развития мог бы звучать примерно так: необходимо стремиться к реализации таких социально – и культурно-экологических, образовательных и рекреационно-досуговых условий обитания, которые, во-первых, обеспечивали бы постоянную осёдлость наличного и приезжего населения в проектируемой системе расселения, а во-вторых, приводили бы к расширенному самовоспроизводству населения, образа жизни и культуры.

 

Автор: Баркова Ольга Ивановна - архитектор, индивидуальный предприниматель

 

e-mail: Ym-cila@mail.ru

 

Hosted by uCoz