И

 

И. С. Лысенко

Красноярский культурно-исторический музейный комплекс

Межнациональный культурный центр Красноярского края

 

Социо – культурная адаптация таджикской диаспоры в

 современном многонациональном сообществе

Красноярского края

 

Распад СССР, и последовавшие за этим политико – экономические изменения в бывших республиках Советского Союза, превратили Россию в активного участника международного миграционного обмена.

В результате территория Красноярского края с начала 1990 – х годов регулярно принимает мигрантов из государств Средней Азии (Таджикистан, Узбекистан, Киргизия, Казахстан) и стран Юго – Восточной Азии (Китай, Корея). Таджикская диаспора является одной из многочисленных среди диаспор, сформированных мигрантами из этих  республик.

В статье предпринята попытка проанализировать деятельность таджикского национально – культурного общества «Пайванд» с тем, чтобы выявить факторы, влияющие на процесс социо – культурной адаптации таджиков в современном многонациональном сообществе Красноярского края.

Современная таджикская диаспора Красноярского края сформировалась преимущественно в 1990-е годы 20 века. Однако по данным переписи 1989 года к этому времени в крае уже проживал 1,221 таджик (1; с.4). 

В 1990- е годы ситуация резко меняется. По данным паспортно-визового отдела  Управления внутренних дел города Красноярска, с 01.07.92 года по 31.12.02 года зарегистрировано 20 тысяч вынужденных мигрантов, в числе которых 12,5% граждан Таджикистана (2; с.46).  

Гражданская война, охватившая Таджикистан в 1991-1996 годах стала главной причиной, по которой жители республики вынуждены были искать новое безопасное место жительства. Вместе с таджиками республику оставили и многие русские семьи, прожившие там не один десяток лет. Окончание войны снизило поток мигрантов, но не остановило его. Теперь в качестве основной причины миграции выступает не военный конфликт, а его последствие: экономический кризис (падение производства, высокий уровень безработицы, низкая заработная плата). 

В настоящее время главная цель приезда мигрантов в край – поиск работы. За 2002 год было временно зарегистрировано почти 37 тысяч иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе граждан Таджикистана 25%. (3;с.47).  Наиболее доступными сферами занятости в крае для таджиков являются строительство, торговля и земледелие.

Опыт показывает, что, попадая в совершенно иную культурную среду, тем более, если это происходит под давлением внешних обстоятельств, человек испытывает психологический стресс, проявляющийся в социальных отношениях (4;с.96).  Поэтому вдали от родины люди всегда стараются поддерживать общение с теми, кто лучше их поймёт  и поможет в трудной ситуации – со своими земляками.

Серьёзный подход диаспоры к вопросам миграции,  взаимоотношения народов и культур привёл к необходимости создания в 1999 году Красноярского таджикского  национально-культурного общества «Пайванд».

 Сохранение и развитие национально - культурных  традиций, укрепление дружественных связей с общественными организациями других национальностей -  цель общества «Пайванд», зафиксированная в Уставе (5;с.4 ).

Создание такой организации представляет собой один из механизмов социо – культурной адаптации граждан Таджикистана в новых обстоятельствах. Выстраивать гармоничные взаимоотношения с местным населением, отличающимся менталитетом и мировоззрением помогает сохранение своей культуры как стержня духовного развития Человека, стержня, который не позволяет разочароваться в жизни, сломаться, ожесточиться.

У руководства таджикского общества сложились деловые, конструктивные отношения с органами государственной власти: с администрациями Красноярского края и города  Красноярска. В лице председателя общество входит в Совет мусульман, который с 2002 года функционирует при Комитете администрации края по делам национальностей, религий и общественных объединений (в Совете представлены все национально-культурные общества, объединяющие этнических мусульман). По своей сути Совет мусульман  представляет собой переговорную площадку между национальными диаспорами и органами власти в вопросах религии с целью подержания в Красноярском крае этнической религиозной стабильности, предупреждения возможных на этой почве конфликтных ситуаций ( 6;с.27).

  Со дня своего образования «Пайванд» входит в Совет  председателей, действующий при Межнациональном культурном центре Красноярского края. В отличие от Совета мусульман, Совет председателей объединяет все национально-культурные общества, входящие в состав Межнационального центра. На сегодняшний день их 27.

Деятельность таджикского общества развивается в нескольких направлениях: правовое, социально-экономическое, включающее благотворительность, и культурное.

В значительной степени на социо – культурную адаптацию влияет правовая сторона пребывания мигрантов из Таджикистана в Красноярском крае, заключающаяся  в незаконной трудовой миграции с последующим нарушением правил проживания и  устройства на работу.

 В решении этих и других вопросов руководство общества при участии Совета мусульман находится в постоянном контакте с правоохранительными органами города и края (Паспортно – визовый отдел  Управления  внутренних дел города Красноярска, Управление по делам миграции ГУВД Красноярского края). К другим вопросам относится участие в решении проблемы недопущения  экстремистских настроений на территорию  края, воспитательная работа среди осужденных таджиков  (7 ). В перечне методов используемых для решения проблем, в которые попадают таджики – мигранты, интересным представляется  проведение обществом «Пайванд» культурно - спортивной акции «Мы за здоровый образ жизни. Мы против наркотиков» в рамках «Навруза». Участие школьной и студенческой молодёжи в таком необычном для Красноярска событии говорит, о взаимопонимании   и готовности горожан объединить усилия в преодолении трудностей.  

Первые месяцы пребывания  мигрантов сопряжены с поиском жилья и работы.  Для них – это проблема номер один. Следовательно, экономическое положение можно отнести к важнейшему фактору социо – культурной адаптации мигрантов из Таджикистана в Красноярске.  В этой связи многим семьям по решению Совета общества предоставляется  поддержка в виде единовременной денежной суммы, оказывается помощь в поиске жилья, работы. Таджикское общество сотрудничает с Департаментом службы занятости населения Красноярского края.

Психологи утверждают, что чужую боль человек чувствует острее, чем свою собственную, особенно если она исходит от детей. Обществом проводятся благотворительные акции. Хорошие отношения сложились с Детским домом № 59 города Красноярска. Ребята принимали участие в спортивных эстафетах на празднике Сайри – лола. Между руководством Детского дома и обществом «Пайванд» достигнута договорённость о регулярном проведении   совместных спортивных акций. Например, обеими сторонами принята идея организовать серию детских дружеских матчей по волейболу и  футболу.   

Таджикское общество в своей работе стремиться  выйти за рамки проблем своей диаспоры. За трудностями нельзя забывать  свою культуру, а вместе с тем, и проявлять интерес к духовным традициям других народов. Работа общества во многом направлена на укрепление толерантных межнациональных отношений в Красноярском крае. 

По сложившейся традиции Межнационального культурного центра красноярские таджики, участвуя в культурных мероприятиях  городского и краевого масштаба, формируют условия для адаптации таджиков – мигрантов в культурное пространство многонационального сообщества Красноярского края.

Каждый год на краевом Фестивале национальных культур «Сроднила нас Сибирь», а так же на праздновании Дня города бывает представлено таджикское подворье с традиционной кухней, танцами, музыкой (при обществе действует ансамбль «Пайванд») (8). Активисты общества в национальных костюмах знакомят жителей города с самобытными обычаями, знатоки восточной поэзии читают Рудаки.

Местные таджики, так же как и  представители других диаспор, не замыкаются на соблюдении исконно- национальных традиций.  Они открыты для всех, кому интересна культура Востока.  Они готовы к общению и культурному диалогу со всеми народностями, проживающими в Красноярском крае. Вот почему общество «Пайванд» можно увидеть на праздниках других национально – культурных объединений.  В свою очередь гости их других диаспор, а так же коллеги по общественной работе в национально – культурных обществах посещают  культурные мероприятия таджикского общества.  

К наиболее значимым и массовым таджикским праздникам относится уже упомянутый «Навруз», «Сайри – лола», «Иди - Курбон» («Курбан - Байрам»). Каждое мероприятие посещают от 500 до 2000 человек. Обязательно приезжают гости из других регионов Сибири  и России. 

Традиционным для города стало проведение «Сайри - лола». Жители Красноярска знакомятся с национальными традициями, но больше всего их привлекает спортивная составляющая праздника – «Гуштингири». Этот национальный вид спорта – очень похожий на самбо – по составу участников превратился в интернациональный. В соревнованиях участвуют  спортсмены независимо от национальности из разных регионов России, приезжают даже из Таджикистана. Год от года растёт интерес к «Гуштингири»  и со стороны спортивных юношеских школ города Красноярска. Из – за того, что спорт по традиции является главным элемент праздника, в  подготовке и организации «Сайри - лола» таджикское общество сотрудничает с Комитетом по спорту администрации города Красноярска.     

Чтобы лучше понять особенности духовной жизни диаспоры стоит обратиться к празднованию «Курбан - Байрам». Мусульмане в эти дни наносят визиты к друзьям, прощают друг другу обиды, раздают подарки, готовят благотворительные обеды.

Пять лет назад на ежегодную праздничную молитву «Курбан – Байрам» собиралось не более 20 человек. Сейчас же спортивный комплекс на 2000 человек едва вмещает всех желающих. Самый почётный человек на молитве – тот, кто знает Коран наизусть. Как отмечают таджики, его изучение – невероятно трудное занятие, отнимающее много времени, сил и требующее железной воли. Такие люди пользуются уважением и доверием в диаспоре. За время существования «Пайванда» знающих священное писание становится с каждым годом всё больше. В настоящее время таких  людей в крае больше 20 (9 ).

Общество стремится совершенствовать опыт своей социо – культурной деятельности путём установления культурных связей с подобными организациями из других регионов России. В 2003 году взаимоотношения оформились в создание межрегиональной ассоциации национально – культурных объединений «Ассоциация  таджиков Сибири», куда вошли таджикские организации из Иркутской и  Новосибирской областей, а так же из  Республики Хакасия. 

Первым результатом работы Ассоциации стали Дни таджикской культуры в Красноярском крае, проходившие с 17 по 22 июня 2004 года.

О значимости Дней таджикской культуры и подобных ему проектов в развитии толерантных межнациональных отношений в Красноярском крае свидетельствует состав  соорганизаторов проекта. С российской стороны - это Управление культуры администрации Красноярского края, Комитет администрации края по делам национальностей, религий и общественных объединений, Красноярский музейный центр, Межнациональный культурный центр Красноярского края. Республику Таджикистан в проекте представляла делегация во главе с советником президента, председателем президиума Общества дружбы и культурных связей Республики с зарубежными странами. Город посетил и  пресс – секретарь посольства республики Таджикистан в Российской Федерации и на Украине (10).   

Открылись Дни таджикской культуры праздником Сайри - лола, который в пятый раз праздновался на острове Татышева. В Красноярском музейном центре была  представлена фотовыставка «Знакомьтесь – Таджикистан!». Автор работ - заслуженный деятель культуры Республики Таджикистан Заур Дахте. Здесь же в кинолекционном зале прошёл вечер таджикского кино.

К главным итогом Дней таджикской культуры в Красноярске можно отнести договорённость о продолжении сотрудничества в сфере культуры между Красноярским краем и Таджикистаном, и в частности, между Музеем истории Республики Таджикистан и Красноярским музейным центром (11). 

 Состав организаторов Дней культуры  прекрасно иллюстрирует необходимость участия разных государств, регионов, структур власти, учреждений культуры,  музеев, национально-культурных обществ в одном проекте, объединение усилий которых в достижении единой для всех цели – развитие толерантных межнациональных отношений -  служит гарантией успеха.     

 Дни культуры закончились, но работа по их итогам продолжается. В связи с тем, что  фотовыставка и коллекция фильмов подарены таджикскому обществу, в совместных планах Межнационального центра и «Пайванда» сделать этот проект передвижным.

Иногда на таджикских праздниках можно встретить русские семьи, уехавшие из Таджикистана  в 1990-е годы. Несмотря на войну, которую пережила республика, экономический кризис и миграционные проблемы, русские, так же, как и таджики, когда – то жившие по соседству в одной стране, испытывают ностальгию по прошлому.

Подводя итоги, можно сделать следующие выводы. Первостепенную важность в социо – культурной адаптации таджикской диаспоры в местных условиях имеет экономический и правовой факторы. В решении возникающих на административной почве нарушений национально – культурное общество «Пайванд» выполняет роль координатора в отношениях между администрацией и таджикской  диаспорой. 

В значительной степени на социо – культурную адаптацию таджиков в Красноярске влияет соблюдение национальных культурных традиций с параллельным включением диаспоры в культурную жизнь края.

Активная деятельность иллюстрирует  возрастающую роль  общества «Пайванд» в жизни таджикской диаспоры города Красноярска. Косвенным доказательством этого вывода может служить устойчивый познавательный интерес к  культурной жизни диаспоры со стороны местного населения и средств массовой информации.  Подтверждает этот факт и посещения таджикских праздников местными жителями.

Знания, приобретаемые во время знакомства с культурой других народов, становятся той силой, которая формирует взаимное уважение народов друг к другу, влияет на разрушение предвзятого отношения между ними. 

Своей деятельность общество способствует развитию толерантных взаимоотношений с местным многонациональным сообществом.

 

Примечания

1 Национальные отношения и миграционная ситуация в Красноярском крае (Информационный бюллетень № 1).  Красноярск, 2001, с.4

2 Рафиков Р. Г. Вопросы межэтнических религиозных и миграционных отношений в Красноярском крае. Красноярск, Август 2003, с. 46

3 Рафиков Р. Г. Вопросы межэтнических религиозных и миграционных отношений в Красноярском крае. Красноярск, Август 2003, с. 47

4 Левин З. И. Менталитет диаспоры.  Москва, 2001, с. 96

5 Устав местной общественной организации Красноярского таджикского национально – культурного центра «Пайванд», с. 4

6  Информационный бюллетень Совета мусульман Красноярского края № 2. Красноярск, 2003, с. 27 

7  Информатор – главный специалист Комитета администрации Красноярского края по делам национальностей, религий и общественных объединений Рафиков Рашит Гиззатович

8 Информатор – директор Межнационального культурного центра Красноярского края Нина Михайловна Слесарева

9 Информатор – председатель таджикского национально – культурного центра «Пайванд» Хайдар Курбонович  Алимов

10 Информатор – директор Межнационального культурного центра Красноярского края Нина Михайловна Слесарева

11  Информатор – директор Красноярского  культурно – исторического музейного комплекса Михаил Павлович Шубский

 

 

 

       

    

 

Главная страница

Hosted by uCoz
Hosted by uCoz